"Служба по контракту"

Утилизация промышленных отходов - комплексный контроль

7:09 15 декабря
536
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Уже давно в стране были все предпосылки для модернизации существовавшей системы учета и контроля за движением опасных отходов.

Работа с такими отходами находилась в «серой зоне», что при водило к их неправильной утилизации. Данные об образовании отходов носили заявочный характер, скрывались реальные объемы накопления, предоставлялись недостоверные данные по использованию и захоронению. А ведь отходы I и II классов при неправильной утилизации причиняют наибольший ущерб окружающей среде.
К ним относятся такие виды, как ртутьсодержащие отходы (лампы, приборы, шламы и другие), электротехническое оборудование (трансформа торные масла), а также аккумуляторы, батарейки, отходы химического производства и др. Ситуация начала меняться с появлением федерального проекта «Инфра структура для обращения с отхода ми I-II классов опасности» в рамках национального проекта «Экология». Реализацией этого проекта занимается ФГУП «Федеральный эко логический оператор» (предприятие Госкорпорации «Росатом»), определенный федеральным опера тором по обращению с отходами I и II классов.
Теперь все процессы управления, учета и контроля сосредоточены в его руках, а взаимодействие между отходообразователями, транспортными компания ми и переработчиками отходов осуществляется на базе цифровой платформы ФГИС ОПВК.
Рассмотрим, как работает плат форма. Федеральная государственная информационная система учёта и контроля за обращением с от ходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) позволяет в режиме реального времени проводить все операции с отходами, вести электронный документооборот и контролировать весь жизненный путь от ходов – от образования до обезвреживания или утилизации.
Сегодня ФГИС ОПВК обязательна для всех участников рынка: отходообразователей, транспортировщиков, переработчиков, региональных опера торов по обращению с твердыми коммунальными отходами и самого федерального оператора. При разработке ФГИС ОПВК учитывалась необходимость соответствия данной информационной системы вызовам цифровой транс формации в России. Речь идет о сокращении теневой экономики, возможности мониторинга текущей ситуации в режиме реального времени, уменьшении излишней административной нагрузки на предприятия, переходе к электронному документообороту и снижении издержек.

Существуют два варианта работы с отходами I и II классов. Отходообразователи могут передать свои отходы федеральному опера тору, оформив соответствующую заявку во ФГИС ОПВК, или, если у предприятия есть собственные мощности для обращения с отхода ми, работать без участия федерального оператора. В первом случае федеральный оператор привлечет транспортную компанию и передаст отходы на утилизацию или обезвреживание.

Во втором – задача отходообразователя зарегистрироваться во ФГИС ОПВК и внести в систему информацию о жизненном цикле отходов для обеспечения учета и контроля. Предприятия по транспортированию и переработке отходов после регистрации во ФГИС ОПВК заключают договоры с федеральным оператором на конкурсной основе. Это позволяет им получать заказы со всей страны. Формат договора – рамочный, таким образом любой участник рынка может присоединиться к победителю.
На текущий момент в системе ФГИС ОПВК зарегистрировано более 90 тыс. пользователей со всей страны. Это почти 50 тыс. юридических лиц, из которых отходообразователей – чуть больше 47 тыс.

Остальные – транспортировщики отходов и операторы по их переработке. Таким образом, более 80% рынка обращения с отходами I и II классов уже работает в новой системе. Задача федерального оператора не только обеспечить регистрацию участников рынка в системе ФГИС ОПВК, но также верифицировать достоверность данных, пре доставляемых пользователями. В частности, федеральный оператор впервые в России провел комплексный технологический аудит компаний, занимающихся переработкой отходов I и II классов. Задача – проверить соответствие фактических мощностей для обезвреживания и утилизации отходов заявленным во ФГИС ОПВК данным. Чтобы помочь новым пользователям зарегистрироваться на пор тале, на постоянной основе проводятся обучающие мероприятия, оказывается методическая поддержка для предприятий и бюджетных организаций.

Ведется работа с крупными компаниями, имеющими большое количество филиалов по всей стране. Для них вырабатываются индивидуальные подходы к заключению договорных отношений на передачу отходов, в том числе на уровне региональных дирекций.
Постепенно и без избыточного давления на бизнес решается вопрос установления административной ответственности за невнесение информации во ФГИС ОПВК для вывода участников рынка из «серой» зоны.
Изменения должны вступить в силу с 2024 года. Продолжается работа над нормативными документами, которые урегулируют прием опасных отходов от населения.

Задача Федерального экологического оператора – выстроить единую, прозрачную, работающую в режиме онлайн систему, которая создаст условия для безопасной и экологичной работы, обеспечит эко логическое благополучие страны и будет способствовать развитию экономики замкнутого цикла.
Для обеспечения отходообразователей мощностями по обработке, обезвреживанию и утилизации промышленных отходов, Федеральный экологический оператор также создает сеть производственно-технических комплексов в семи регионах страны, основной задачей которых является возвращение максимального количества вторичных продуктов в хозяйственный оборот. Один из таких объектов появится в Саратовской области п. Михайловский.