Ах, частушка, душа моя!

7:42 5 марта 2022
503
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

2022 год -  Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России





Ежедневно меняется мода. И это касается не только одежды, вещей, которые нас окружают, но и мира искусства. Но по-прежнему трудно представить себе сельский праздник, широкую свадьбу, концерт фольклорного ансамбля без частушки – озорной, задиристой, целящей (и попадающей) «не в бровь, а в глаз». Почему же так любим в народе этот жанр песенного фольклора? В разных регионах России частушки называют по-разному: припевки, страдания, перепевки, нескладехи. Но суть их сохраняется независимо от названия. Частушке свойственны краткость, злободневность тематики, неожиданность рифм и напевно-речитативный тип мелодии. Частушки принято петь под гармонь, балалайку, а можно обойтись и совсем без музыкального сопровождения. Частушки пелись и поются сообща и в одиночку, на праздниках и в совместной работе.
Признаюсь, что была уверена, что частушки – это «фирменное изобретение» русского народа, но, как оказалось, это глубокое заблуждение.
Самая известная в Краснопартизанском районе частушечница, М. Г. Шишкина, была мордовкой. И частушки она сочиняла и исполняла на двух языках, которые оба считала родными – русском и мордовском.

Мне довелось видеть и слышать Марию Григорьевну Шишкину лишь однажды.

Дело было в 2010 году на районном фестивале «Играй, гармонь, звени, частушка!». Вы, наверное, не забыли, какая жара стояла в 2010 году с самой весны и до осени, а фестиваль проходил на Центральной площади п. Горный.

Вот тогда-то я и обратила внимание на очень пожилую женщину, которой было явно тяжело стоять на солнцепеке в сарафане и тяжёлом кокошнике. К ней подошла Валентина Александровна Петрова, методист районного Дома культуры, и проводила в тень – под «козырёк» одного из магазинов. Фестиваль шёл очень долго, а выступление пожилой женщины (тогда я ещё не знала её имени – фамилии) было объявлено в самом конце. И тут на глазах у всех произошло чудо! Худенькая, поникшая старушка вмиг преобразилась: появилась былая стать, высоко поднялась голова в тяжелом кокошнике, и трудно было поверить, что сильный и молодой голос принадлежит ей. Публика восторженно принимала исполнительницу, чувствовалось, что зрители её знают и любят, поэтому частушечница исполнила сверх программы еще несколько припевок «на бис».
Было заметно, что физически женщине приходится нелегко, но эмоциональный подъем превозмог усталость.

Такая яркая личность, конечно, не могла не заинтересовать, и я обратилась за информацией к В. Г. Колесниченко, которая в то время работала методистом отдела культуры, и к другой Валентине – Петровой.

Они обе много лет знали Марию Григорьевну Шишкину и с восторгом рассказывали о ней.
Оказывается, М. Г. Шишкиной, которую мои собеседницы с любовью называли «наша Мордасова» (М. Н. Мордасова – народная артистка СССР, исполнительница русских народных песен и частушек), в то время было 83 года! И, судя по фотографиям, наша Мария (Шишкина) действительно внешне немного похожа на свою знаменитую тёзку, да, говорят, и манеры исполнения у них были несколько схожие. В. Г. Колесниченко, которая тоже имеет мордовские корни, рассказывала о своей многолетней дружбе с «нашей Мордасовой», у которой она многому научилась. - Мария Григорьевна очень трепетно относилась к родному языку, - вспоминает Валентина Григорьевна, - она всегда говорила мне, что свой язык надо обязательно знать, учить и исполнять народные песни, беречь и сохранять свои корни.

Удивительная женщина была! Добрая, великодушная, но и «правду – матку» резала, как ножом! Многие её частушки (Мария Григорьевна была не только исполнительницей чужих, но и автором многих частушек на злободневные темы) вскрывали недостатки. Острый глаз и еще более острый язычок были у частушечницы!
По годам Шишкина годилась Колесниченко в матери, и также заботливо по-матерински наставляла её: не забывай, Валя, родной язык, свои истоки! Две женщины всегда беседовали на мордовском, когда встречались.

— У Марии Григорьевны была собрана огромная коллекция частушек, - продолжает свой рассказ Валентина Григорьевна, - она очень бережно относилась к этому «богатству», все рукописные тетрадки были разложены по тематике.

Не было, наверное, такой темы, на которую бы не было частушек в коллекции Шишкиной: про любовь и разлуку, про работу и отдых, про войну, про космос и перестройку. До сих пор чувство вины не покидает: дала мне Мария Григорьевна тетрадку с сочиненными ею стихами про перестройку, а я её не сохранила…

У Валентины Александровны Петровой тоже масса воспоминаний о Шишкиной: неунывающая женщина, настоящая артистка из народа, творческая личность, для которой понятие «жить» и «петь» были неразделимы.

В. А. Петрова вспоминает, что она, будучи директором автоклуба районного Дома культуры, всегда поражалась тому, что Мария Григорьевна никогда не отказывалась от «гастролей», то есть поездок с автоклубом в разные села района:

- Помню, Марии Григорьевне уже под 70 было, когда пригласила я её в п. Садовый съездить, там мы для пожилых людей мероприятие «Вспоминая молодость свою проводили». Она с радостью согласилась, - рассказывает Валентина Александровна, - в Нестеровку на юбилей свинарки Нины Егоровны Крючковой тоже с удовольствием поехала, хотя была по возрасту чуть ли на 20 лет старше юбиляра! Много таких примеров можно привести. Мария Григорьевна была настоящим энтузиастом: могла частушки без перерыва и 2 и 3 часа петь! Без песен, без частушек не мыслила она своей жизни и детям и внукам свою любовь к народному искусству передала.

М. Г. Шишкина прожила долгую и нелегкую жизнь: 85 лет отмерила ей судьба (родилась 25 апреля 1927 года, умерла 11 июля 2012 года). Все было в этой жизни – и война, и счастливое мирное время, любовь и потери, но всегда она шла по жизни с песней, с частушкой, черпала энергию и оптимизм в родниках народного искусства. До конца жизни сохранила она в памяти один из самых счастливых эпизодов детства: она, маленькая Манечка, стоит на пологой крыше сарая и что-то громко поёт – радуется весне, жизни. Да и как же не петь, если в семье все поют? «Мама, папа, братья, сестренка – в нашей семье все пели, - делилась воспоминаниями с читателями районной газеты М. Г. Шишкина, - отец даже сам сочинял песни.

Бывало, когда соберется вся наша семья за столом, отец подзовет меня: «Ну-ка, дочка, подтяни». Каким удовольствием было для меня придвинуть свой стул к нему поближе и петь, забывая обо всём. Отец подарил мне балалайку. Это был самый лучший подарок за всю мою жизнь!».

Маленькую звонкоголосую исполнительницу заметили в Милорадовской школе. Мане было чуть больше десяти лет, когда ей доверили защищать честь школы на районном смотре художественной самодеятельности в Дергачах (до 1940 года село Милорадовка относилось к Дергачевскому району). Правда, поехала она не одна, а со старшими ребятами. И стала победительницей и счастливой обладательницей не только Почетной грамоты, но и маленькой вышивальной машинки. А хор школы получил в награду инструменты для струнного ансамбля.

Так, с 1938 года и до конца жизни и не расставалась «наша Мордасова» с художественной самодеятельностью.
Даже в годы Великой Отечественной войны, когда было непосильно трудно, ведь 14-летней девчонке приходилось работать наравне со взрослыми женщинами, не остыла её горячая любовь к песне, частушке.

Песня бодрила и веселила, помогала пережить трудности, песня пополам со слезами смягчала остроту душевной боли: с фронта не вернулся старший брат Мани… Песни русские и мордовские, казахские и украинские – звучали в селе и в военные, и в послевоенные годы, когда в Милорадовке был организован фольклорный ансамбль. Любовь, замужество, дети, переезд на новое место жительства, тяжелый сельский труд – шли годы, все изменялось в жизни Марии Григорьевны. Лишь песня оставалась её непроходящей любовью. В 1968 году семья Шишкиных переехала в Римско-Корсаковку, и здесь многодетная мать сразу же протоптала тропочку в сельский Дом культуры, быстро стала яркой «звёздочкой» местного самодеятельного коллектива. Вскоре слава о частушечнице вышла за пределы краснопартизанской земли и стала «наша Мордасова» своеобразной визитной карточкой района.

Много раз М. Г. Шишкина становилась победителем, лауреатом и дипломантом областных, зональных, районных творческих конкурсов и фестивалей. О её творческих достижениях регулярно информировал краснопартизанцев бывший начальник отдела культуры В. И. Карасев, рассказывал на страницах «районки» журналист И. И. Афанасьев, вспоминал аккомпаниатор А. С. Перепелкин. Вклад Марии Григорьевны Шишкиной в сохранение и приумножение традиций народного искусства в районе значителен и несомненен.

Народная песня, частушка были частью её души.

Так чем же закончить наш рассказ о частушечнице Шишкиной?

Может быть, частушкой?

Мария Григорьевна всегда сочиняла частушки «на злобу дня». Возможно, что сейчас в её репертуаре появилась бы такая:

Я золовку милую
Одарю «мобилою».
К мегафону подключу
И все скидки получу!