Был убит подо Ржевом

12:01 1 февраля 2022
293
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Героическая блокада Ленинграда, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге – эти события Великой Отечественной войны «на слуху» буквально у всех, а вот Ржевская битва довольно долгое время оставалась как бы «в тени», хотя её продолжительность (она началась 5 января 1941 года и закончилась только четырнадцать месяцев спустя), масштабы и огромные потери с обоих сторон, свидетельствуют о том, что это было одно из самых жестоких и кровопролитных сражений Великой Отечественной.

В результате 4-х наступательных операций, осуществленных силами Западного и Калининского фронтов против 4-й и 9-й полевых армий фашистской группы армий «Центр», была достигнута цель операции – освобождение городов Ржев, Сычевка, Вязьма и ликвидация Ржевско-Вяземского выступа. Современники назвали эту битву «Ржевская мясорубка»: в её ходе невосполнимые потери Красной Армии составили 290 тысяч человек, 16 фашистских дивизий потеряли от 50 до 80 процентов личного состава. Завершилась Ржевская битва в начале марта 1943 года отступлением фашистов с Ржевско-Вяземского плацдарма. И сегодня мы расскажем вам об одном из тех, о ком написал своё стихотворение «Я убит подо Ржевом» Александр Твардовский. В Сулаке, перед зданием средней общеобразовательной школы, которая с 2020 года носит имя земляка, Героя Советского Союза Иванова Ивана Сергеевича, установлен обелиск, на мемориальных плитах которого высечены фамилии жителей села, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.

В одном из столбцов находим – Разумневич Л. Ю. Не совсем обычная фамилия для заволжского села, а имя, Лукьян Юльянович, звучит в нашем крае ещё более непривычно. И, тем не менее, белорус по национальности, Л. Ю. Разумневич жил с середины 30-х годов в Сулаке, работал на пекарне, отсюда ушел в начале 1942 года на фронт, попрощавшись с женой и единственным сыном, которые через полгода получили «похоронку» на мужа и отца… Жизнь отца, его фронтовая биография, обстоятельства гибели стали предметом исследования, одной из главных тем творчества сына погибшего героя, Владимира Лукьяновича Разумневича – известного детского писателя. Книги В. Л. Разумневича издавались в нашей стране миллионными тиражами.

О предвоенной жизни Лукьяна Юльяновича известно не так уж много: 1903 года рождения, во время Гражданской войны служил в военно-строительном отряде. За отвагу и смелость был награждён командиром отряда именным оружием – шашкой. После окончания Гражданской войны устроился работать плотником на ткацкую фабрику в г. Кинешма Московской области. Здесь бывший красноармеец и познакомился с ткачихой – стахановкой Татьяной Константиновной Ермаковой, чей отец сражался за Советскую власть под командованием самого В. И. Чапаева.

В 1927 году молодые люди поженились, а через год, прямо к 10-летней годовщине создания Красной Армии, в молодой семье родился сын. Его назвали в честь Ленина – Владимиром. Лукьян Разумневич был хорошим плотником, но еще больше он любил лошадей.

Поэтому, когда появилась возможность перейти в конюхи, Разумневич ею воспользовался. Любовь к лошадям, умение обращаться с ними, навыки наездника и возницы послужили Лукьяну Юльяновичу пропуском в волшебный мир кино.
В начале 30-х в подмосковной Кинешме проходили съемки фильма «Бесприданница» по одноименной пьесе А. Н. Островского. Конюха с ткацкой фабрики пригласили на эпизодическую роль: он управлял в кадре пролеткой, на которой ехала главная героиня – Лариса Огудалова. В середине тридцатых семья Разумневич переехала из Кинешмы в Сулак, на малую Родину Татьяны Константиновны. Она начала работать в колхозе, Лукьян Юльянович устроился на пекарню, а единственный сын супружеской четы, Владимир, пошёл учиться в первый класс местной средней школы. В Сулаке жили Ермаковы – родители Татьяны Константиновны, её брат Василий, сестра Елизавета. Все они были рады вновь прибывшим родственникам, семья была большой и дружной. Война прервала мирное течение жизни, в первую военную зиму Л. Ю. Разумневич был мобилизован. В документах Пугачевского пересыльного пункта отмечается, что Лукьян Юльянович Разумневич, 1903 года рождения, член КВП(б), относится к младшему начальствующему составу, на фронте – с февраля 1942 года.

Он был направлен на Калининский фронт, где шли тяжелые затяжные бои на Ржевско-Вяземском направлении.
Первая коротенькая весточка с фронта пришла из-под Калинина: «Нахожусь в настоящее время недалеко от Москвы, там, где наши предки громили Наполеона, мы теперь бьём Гитлера. Наши бойцы своей грудью прикрывают любимую столицу, стоят неприступно, надежнее любой крепости». Бойцы 227 стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии стояли насмерть, «передышки» между боями становились всё короче, поэтому все более лаконичными становятся фронтовые письма: «Пишу в блиндаже при тусклом свете коптилки. Фрицы засели на другом берегу, обстреливают нас из пушек. Земля дрожит от взрывов. Только зря враг старается – Волга была и будет советской! Извините за короткое письмо. Некогда. Сейчас пойдем в атаку».

Лукьян Юльянович был человеком неунывающим, с прекрасным чувством юмора. Всех, кто его знал, поражали оптимизм и жизнелюбие этого человека. Сын вспоминал, что отец всегда надеялся на благоприятный исход, а его любимой присказкой было выражение: «Жив буду – не помру!». Но и этот, никогда не унывающий оптимист понимал, что его шансы вернуться невредимым из «Ржевской мясорубки» не слишком велики, поэтому в одном из писем родным есть такие слова: «мне, может быть, не придётся вернуться, потому что знаете, каково здесь…

По-прежнему воюю около города Ржева в Калининской области. Вокруг разрушенные села, танки, пушки, отвоеванные у немцев, также трупы убитых гитлеровцев. Жизнь у нас, понятно, какая. Но наш долг – не допустить врага к Москве, уничтожить кровавый фашизм. Волков бояться, так и в лес не ходить. Жив буду – не помру! До скорого свидания, до встречи с победой!». Последние весточки от мужа и отца семья получила из деревни Старшевицы Ржевской области. Это село, насчитывающее до начала войны более ста дворов, почти целый год находилось на передней линии обороны и было разрушено до основания.

В селе не осталось ни одного целого дома: враг окопался в 2-х километрах от Старшевицы у деревни Дешёвка и беспрерывно забрасывал окопы, в которых находились красноармейцы, минами и снарядами, авиационными бомбами. К концу зимы 1942 года все уцелевшие жители села остались без крова и, чтобы не замерзнуть, переселились в единственное уцелевшее помещение – длинный сарай за околицей села. Гитлеровцы решили одним махом уничтожить всех женщин, стариков, детей и подожгли сарай. Люди уже мысленно прощались с жизнью, клубы дыма заволокли здание, как вдруг в проёме двери возникло «видение»: несколько человеческих фигур в белых одеждах. Это был небольшой отряд красноармейцев в маскхалатах.

Они ползком по снегу добрались до сарая и потушили пламя. А командиром этих «ангелов – спасителей» был Лукьян Разумневич. В канун 1 мая в Сулак пришло очередное послание из Старшевицы: «Поздравляю вас с Первомаем! Желаю вам хорошо встретить и проводить его.

Я, конечно, оторван от вас на далёкое расстояние и должен быть готов отразить немецких захватчиков, не считаясь со своей жизнью. Жив буду – не помру. Здесь стало тепло. Растаял снег. Подсыхает. Бои идут. Враг цепляется за каждый кустик. Трудности большие. Но настанет час, и враг будет уничтожен. У нас здесь, на фронте, очень весело – гром днём и ночью». Боец оставался верным себе и продолжал шутить, ведь гром – это не что иное, как грохот артиллерийских орудий, которые не умолкали сутками… А 6 мая его не стало. Лукьян Юльянович повёл в атаку бойцов и был сражён фашистской пулей. Фельдшер, на глазах которого это произошло, написал под впечатлением увиденного стихотворение «Боец упал на поле боя», которое заканчивалось строками: «Ужель когда-нибудь забуду, как умирал в бою солдат!». Воины похоронили своего убитого командира на окраине села и дали на его могиле клятву: отвоевать деревню у фашистов. Вскоре над развалинами поднялся красный флаг... После героической гибели Л. Ю. Разумневича его однополчане выполнили ещё одну нелегкую обязанность – сообщили семье о смерти мужа и отца.
 Политрук роты связи 227-го стрелкового полка Н. Я. Буденный написал Татьяне Константиновне: «Как ни тягостно будет для Вас мое сообщение, но я должен Вам написать, что Ваш муж погиб как герой 6 мая 1942 года. Мы, товарищи по оружию, похоронили его с воинскими почестями и поклялись отомстить врагу. Клянемся Вам и Вашему сыну – мы отомстим за его смерть проклятым фашистам!».

А лейтенант Короушкин прислал горькую весть сыну погибшего героя. Много лет спустя В. Л. Разумневич вспоминал, что у него, 15-летнего юноши, все слова сливались в сплошные черные линии, а слезы застилали глаза, когда он читал эти горькие строки: «Привет с фронта! Получил Ваше письмо, товарищ Вова, где Вы желаете своему отцу много боевых успехов и просите его, чтобы он чаще писал письма. Мы сообщаем Вам, уважаемый Вова, что Ваш папа геройски погиб при исполнении служебного долга под городом Ржевом, в деревне Старшевицы, где и похоронен. С приветом к Вам лейтенант Короушкин».

Отчаяние охватило сына погибшего. В голове билась только одна мысль: «Бежать на фронт! Отомстить врагам за отца!». И он, наскоро собравшись, тайно убежал из дома. Беглеца – «добровольца» быстро вернули домой, и мать, обессилившая от слез и поисков сына, прочитала ему отрывок из отцовского письма, которое можно назвать завещанием: «Жена, учи сына, чтобы он окончил десятилетку; и тебе, Вова, советую учиться, пока будет возможность». В тот час мать и сын решили, что их долг перед погибшим – исполнить его волю. «Вот вырасту, поеду в Ржев, найду могилу отца», - дал себе слово Владимир Разумневич.

И не забыл его… Через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны, Владимир Лукьянович вместе со своей младшей дочерью Наташей отправились в те места, которые прошёл с боями Лукьян Юльянович Разумневич. А путеводными звездочками на этой дороге служили им фронтовые «треугольники». В конечном пункте своего путешествия, селе Старшевицы, они не нашли могилы с родным именем. Старожилы села подсказали отцу и дочери, что прах воинов, стоявших насмерть под Старшевицами, был перенесен на высокое приметное место в соседнее село Полунино. Там, на братском кладбище, и успокоился навек под белоствольной березой Лукьян Юльянович Разумневич – тридцатидевятилетний отец 47-летнего сына…

Помнят своих освободителей в Ржеве, помнят своих героев и на малой родине, на земле, откуда они ушли воевать. Свидетельство тому – надпись на обелиске, что находится прямо перед зданием средней школы в с. Сулак.