Горный - колыбель моего детства
8:17
9 декабря 2024
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В. П. Филичкина , отметившая 18 ноября свой 70-летний юбилей, ровно на 20 лет моложе поселка Горный.
Она появилась на свет в молодой семье Беляковых в 1954 году. Петр Николаевич и Вера Вениаминовна жили в ту пору в бараке по улице Советской (сейчас на этом месте стоит двухэтажный дом), занимали «угол» в комнате, поделенной занавесками на 4 семьи. В крошечном закутке помещались только стол и кровать, а когда из роддома выписали нового жильца, крошечную Валю, оказалось, что колыбельку ставить негде.
Тогда родители Петра Николаевича, проживающие в с. Корнеевка, посоветовали молодым строить собственный дом и пообещали свою помощь в этом нелегком деле.
Валентина Петровна рассказывает: "Выбрали для строительства место – Нацменский поселок (от туда ближе до Корнеевки). Это название закрепилось за улицей Северной, так как здесь жили представители национальных меньшинств: казахи, киргизы. Они работали на шахтах Савельевского рудника".
В 1954 году добыча сланца в п. Горный начинает сокращаться в связи с высокой себестоимостью и низкой рентабельностью. (Так, согласно данным Паспорта социально-экономического развития района в 1953 году среднесписочная численность рабочих на Савельевском сланцевом руднике со ставила 1495 человек, в 1954 1436 рабочих, в 1955 – 1340).
Уменьшается и добыча сланца. Приведём только 2 цифры. Если в 1954 году «на гора» было поднято 487 тысяч тонн «горючего камня», то в следующем, 1955-м, уже на 54 тысячи тонн меньше. Шахтеры постепенно начинают покидать поселок или устраиваться на работу в другие организации. Очень многие жители Нацменского посёлка почему-то переехали в Милорадовку. А на Северную в массовом по рядке начали переезжать коренные жители Корнеевки: Смолянкины, Пронины, Садчиковы, Ивановы, Беляковы, Сербины, Рыжовы, Сахаровы. Были переселенцы и из других сел (Савельевки, Родионовки, Карповки), но их было меньше, чем корнеевцев. На месте землянок нацменов новосёлы начинают строить саманные дома. Со слов мамы и папы Валентина Петровна помнит, что её родители построили дом очень быстро, ведь им помогали все корнеевские родственники. Приехали в одно из воскресений, наделали саманных кирпичей (наверное, большинство представителей молодого поколения и не знают о таком превосходном экологически чистом стройматериале как саман – смесь глины и соломы) и сложили их для сушки. А через две недели также, артельно, и дом построили.
Новый 1955-й год семья Беляковых праздновала уже в новом доме.
— Строить было особо не из чего, поэтому у большинства наших соседей тоже были саманные дома. А вот Николай Федорович Пронин полностью перевез из Корнеевки свой деревянный дом на четыре окна, - продолжает свой рассказ В. П. Филичкина, - этот дом стоит и по сей день. Сейчас в нём живёт сын Николая Федоровича, Федор Николаевич Пронин вместе с семьей.
Первые воспоминания детства маленькой Вали – приглушенный стук обушков, который доносился откуда-то из-под земли и звучал очень таинственно. Потом шахты закрыли совсем. На Нацменском жили в основном молодые семьи, поэтому ватага ребятишек была не только шумной, но и многочисленной.
— Взрослые заливали нам зимой горки и делали зимнюю кару сель. Такое развлечение было только в нашем микропоселке, - с гордостью говорит Валентина Петровна. А выглядел этот «аттракцион» следующим образом: в лёд забивали ось, на неё надевали большое колесо от телеги, а к нему палками крепили санки. Колесо раскручивали и санки так и скользили по кругу!
Надо ли говорить, что у само дельной зимней карусели постоянно толпилась ребятня? С грустью вспоминает бывшая жительница Нацменского посёлка речку своего детства с чистой, прозрачной водой. Сейчас от неё осталось лишь небольшое болотце…
В семь лет Валя Белякова пошла учиться в первый класс средней школы им. М. Горького. Путь от Нацменского поселка до улицы Краснопартизанской со всем неблизкий, но девочка 6 дней в неделю летела в школу, словно за её плечами росли крылья. Каждое утро она с нетерпением ждала встречи со своей учительницей – Анной Николаевной Дудаковой. Строгая, требовательная, фанатически преданная своей профессии и детям – она стала для своей маленькой ученицы воплощенным идеалом педагога и человека. В один из первых сентябрьских дней Валентина привела в школу свою младшую сестру Ирину, которой ещё не исполнилось семи лет. Девочка подвела сестренку к Анне Николаевне и твёрдо сказала: «Это моя сестра. Она будет учиться у вас!». Анна Николаевна проявила педагогический такт и житейскую мудрость. «Что ж, пусть садится на свободное место (оно было только «на камчатке»)», - ответила она своей ученице, подумав, что через день – два её «несовершенно летняя» новенькая «отсеется». Но не тут-то было. Дни проходили за днями, а «на камчатке» тихонечко сидела маленькая девчушка в цветастом ситцевом платьице. Сидела и внимательно слушала…
Ошиблась опытный педагог в характере сестер Беляковых! Прошла первая четверть, вторая, а Ирина и не думала «отсееваться»! После новогодних каникул фамилию девочки внесли в классный журнал, а школьная форма сменила пестренькое платье. Среднюю школу Ирина Белякова окончила только с отличны ми оценками!
Валентина Петров на с удовольствием вспоминает годы своего детства: деревянные тротуары, что были проложены от школы до кинотеатра «Горняк», где по выходным и будням демонстрировались в дневное время детские фильмы.
— Жаль, что здание кинотеатра не сохранилось, - вздыхает моя собеседница, - красивое оно было, высокое, и зрительный зал замечательный! А ещё рядом с кинотеатром стоял деревянный зеленый киоск. Там продавали очень вкусное горновское мороженое (в нём попадались маленькие ку сочки сливочного масла) и газированную воду с сиропом. Учились мы тогда 6 дней в неделю, а в воскресенье ходили на стадион болеть за «своих» футболистов или хоккеистов, легкоатлетов. На стадионе постоянно проводились районные соревнования. В воскресенье было ещё одно неотложное дело – поход в Дом пионеров на кружок «Умелые руки». По словам В. П. Филичкиной, «и мальчишки, и девчонки с удовольствием занимались у Петра Николаевича Прача, который учил своих кружковцев работать с де ревом: выпиливать лобзиком, выжигать, строгать».
И другого своего наставника вспоминает она с огромной благодарностью и любовью – В. А. Заряева:
— Я восхищаюсь Владимиром Алексеевичем, который умел все: рисовал, пел, танцевал, играл на баяне, занимался туризмом. Представляете, мы не только разучивали с ним русские народные танцы, но и сами шили костюмы для выступлений. Владимир Алексеевич помогал нам шить сарафаны! Постепенно репертуар нашего танцевального кружка расширялся: Заряев привез откуда-то пластинки с записями мелодий бальных танцев, под которые мы и занимались.
В 50-60-е годы печки в Горном ещё топили сланцем, который горел, выделяя огромное количество черного дыма. Жирная сажа осаждалась на крыши, вывешенное для просушки белье, землю. Поэтому в поселке было очень мало деревьев, зеленые насаждения плохо приживались и часто погибали. Любимым местом прогулок и отдыха горновцев был парк, который находился в центре поселка. Он начинался там, где сейчас стоит здание РДК, а заканчивался в том месте, где находится здание прокуратуры. В парке росли вязы, клены, но больше всего было кустов желтой акации, из стручков которой ребятишки делали свистульки и самозабвенно в них свистели. В парке находилась летняя эстрада, несколько павильонов, были разбиты клумбы. Позже, когда печи перестали топить сланцем и закрылась ЦЭС, в поселке стали хорошо расти деревья, и сейчас Горный просто нельзя узнать. С улыбкой вспоминает В. П. Филичкина о том, как родители, уходя в отпуск, подрабатывали на каменном карьере, где добывали известняк: «Работа была тяжелой, но хорошо оплачиваемой, и мама с папой купили на заработанные в отпуске деньги круглый стол, диван с высокой спинкой и буфет». Следующей «глобальной» обновкой в семье Беляковых стал телевизор. Высоченную антенну (Ершовская вышка ещё не была пост роена, поэтому Горный находился вне зоны уверенного приема теле передач) помогали Петру Николаевичу устанавливать все соседи. Они же потом были частыми гостя ми в доме Беляковых, где смотрели хоккейные баталии чемпионатов мира и соревнования по фигурному катанию. Вскоре родители Валентины Петровны начали строить новый дом, который стоит и поныне. Детство – счастливая пора, но очень скоротечная. О том, какой жизненный путь избрать, Валя Белякова знала ещё задолго до окончания средней школы: - толь ко географический факультет СГУ! Она так хотела быть похожей на свою любимую учительницу географии, Капитолину Григорьевну Петрову!
Мечта сбылась, Валентина Пет ровна стала дипломированным географом, много лет жила и работала в с. Сулак, а потом вновь вернулась в п. Горный – колыбель своего детства.
Более 30 лет она щедро делится с горновскими школьниками своими знаниями, учит их видеть красоту окружающего мира, ценить и уважать людей, живущих рядом. Пройдут годы, и те, кто сейчас сидят за школьной партой, будут говорить: «Горный – колыбель моего детства».
Она появилась на свет в молодой семье Беляковых в 1954 году. Петр Николаевич и Вера Вениаминовна жили в ту пору в бараке по улице Советской (сейчас на этом месте стоит двухэтажный дом), занимали «угол» в комнате, поделенной занавесками на 4 семьи. В крошечном закутке помещались только стол и кровать, а когда из роддома выписали нового жильца, крошечную Валю, оказалось, что колыбельку ставить негде.
Тогда родители Петра Николаевича, проживающие в с. Корнеевка, посоветовали молодым строить собственный дом и пообещали свою помощь в этом нелегком деле.
Валентина Петровна рассказывает: "Выбрали для строительства место – Нацменский поселок (от туда ближе до Корнеевки). Это название закрепилось за улицей Северной, так как здесь жили представители национальных меньшинств: казахи, киргизы. Они работали на шахтах Савельевского рудника".
В 1954 году добыча сланца в п. Горный начинает сокращаться в связи с высокой себестоимостью и низкой рентабельностью. (Так, согласно данным Паспорта социально-экономического развития района в 1953 году среднесписочная численность рабочих на Савельевском сланцевом руднике со ставила 1495 человек, в 1954 1436 рабочих, в 1955 – 1340).
Уменьшается и добыча сланца. Приведём только 2 цифры. Если в 1954 году «на гора» было поднято 487 тысяч тонн «горючего камня», то в следующем, 1955-м, уже на 54 тысячи тонн меньше. Шахтеры постепенно начинают покидать поселок или устраиваться на работу в другие организации. Очень многие жители Нацменского посёлка почему-то переехали в Милорадовку. А на Северную в массовом по рядке начали переезжать коренные жители Корнеевки: Смолянкины, Пронины, Садчиковы, Ивановы, Беляковы, Сербины, Рыжовы, Сахаровы. Были переселенцы и из других сел (Савельевки, Родионовки, Карповки), но их было меньше, чем корнеевцев. На месте землянок нацменов новосёлы начинают строить саманные дома. Со слов мамы и папы Валентина Петровна помнит, что её родители построили дом очень быстро, ведь им помогали все корнеевские родственники. Приехали в одно из воскресений, наделали саманных кирпичей (наверное, большинство представителей молодого поколения и не знают о таком превосходном экологически чистом стройматериале как саман – смесь глины и соломы) и сложили их для сушки. А через две недели также, артельно, и дом построили.
Новый 1955-й год семья Беляковых праздновала уже в новом доме.
— Строить было особо не из чего, поэтому у большинства наших соседей тоже были саманные дома. А вот Николай Федорович Пронин полностью перевез из Корнеевки свой деревянный дом на четыре окна, - продолжает свой рассказ В. П. Филичкина, - этот дом стоит и по сей день. Сейчас в нём живёт сын Николая Федоровича, Федор Николаевич Пронин вместе с семьей.
Первые воспоминания детства маленькой Вали – приглушенный стук обушков, который доносился откуда-то из-под земли и звучал очень таинственно. Потом шахты закрыли совсем. На Нацменском жили в основном молодые семьи, поэтому ватага ребятишек была не только шумной, но и многочисленной.
— Взрослые заливали нам зимой горки и делали зимнюю кару сель. Такое развлечение было только в нашем микропоселке, - с гордостью говорит Валентина Петровна. А выглядел этот «аттракцион» следующим образом: в лёд забивали ось, на неё надевали большое колесо от телеги, а к нему палками крепили санки. Колесо раскручивали и санки так и скользили по кругу!
Надо ли говорить, что у само дельной зимней карусели постоянно толпилась ребятня? С грустью вспоминает бывшая жительница Нацменского посёлка речку своего детства с чистой, прозрачной водой. Сейчас от неё осталось лишь небольшое болотце…
В семь лет Валя Белякова пошла учиться в первый класс средней школы им. М. Горького. Путь от Нацменского поселка до улицы Краснопартизанской со всем неблизкий, но девочка 6 дней в неделю летела в школу, словно за её плечами росли крылья. Каждое утро она с нетерпением ждала встречи со своей учительницей – Анной Николаевной Дудаковой. Строгая, требовательная, фанатически преданная своей профессии и детям – она стала для своей маленькой ученицы воплощенным идеалом педагога и человека. В один из первых сентябрьских дней Валентина привела в школу свою младшую сестру Ирину, которой ещё не исполнилось семи лет. Девочка подвела сестренку к Анне Николаевне и твёрдо сказала: «Это моя сестра. Она будет учиться у вас!». Анна Николаевна проявила педагогический такт и житейскую мудрость. «Что ж, пусть садится на свободное место (оно было только «на камчатке»)», - ответила она своей ученице, подумав, что через день – два её «несовершенно летняя» новенькая «отсеется». Но не тут-то было. Дни проходили за днями, а «на камчатке» тихонечко сидела маленькая девчушка в цветастом ситцевом платьице. Сидела и внимательно слушала…
Ошиблась опытный педагог в характере сестер Беляковых! Прошла первая четверть, вторая, а Ирина и не думала «отсееваться»! После новогодних каникул фамилию девочки внесли в классный журнал, а школьная форма сменила пестренькое платье. Среднюю школу Ирина Белякова окончила только с отличны ми оценками!
Валентина Петров на с удовольствием вспоминает годы своего детства: деревянные тротуары, что были проложены от школы до кинотеатра «Горняк», где по выходным и будням демонстрировались в дневное время детские фильмы.
— Жаль, что здание кинотеатра не сохранилось, - вздыхает моя собеседница, - красивое оно было, высокое, и зрительный зал замечательный! А ещё рядом с кинотеатром стоял деревянный зеленый киоск. Там продавали очень вкусное горновское мороженое (в нём попадались маленькие ку сочки сливочного масла) и газированную воду с сиропом. Учились мы тогда 6 дней в неделю, а в воскресенье ходили на стадион болеть за «своих» футболистов или хоккеистов, легкоатлетов. На стадионе постоянно проводились районные соревнования. В воскресенье было ещё одно неотложное дело – поход в Дом пионеров на кружок «Умелые руки». По словам В. П. Филичкиной, «и мальчишки, и девчонки с удовольствием занимались у Петра Николаевича Прача, который учил своих кружковцев работать с де ревом: выпиливать лобзиком, выжигать, строгать».
И другого своего наставника вспоминает она с огромной благодарностью и любовью – В. А. Заряева:
— Я восхищаюсь Владимиром Алексеевичем, который умел все: рисовал, пел, танцевал, играл на баяне, занимался туризмом. Представляете, мы не только разучивали с ним русские народные танцы, но и сами шили костюмы для выступлений. Владимир Алексеевич помогал нам шить сарафаны! Постепенно репертуар нашего танцевального кружка расширялся: Заряев привез откуда-то пластинки с записями мелодий бальных танцев, под которые мы и занимались.
В 50-60-е годы печки в Горном ещё топили сланцем, который горел, выделяя огромное количество черного дыма. Жирная сажа осаждалась на крыши, вывешенное для просушки белье, землю. Поэтому в поселке было очень мало деревьев, зеленые насаждения плохо приживались и часто погибали. Любимым местом прогулок и отдыха горновцев был парк, который находился в центре поселка. Он начинался там, где сейчас стоит здание РДК, а заканчивался в том месте, где находится здание прокуратуры. В парке росли вязы, клены, но больше всего было кустов желтой акации, из стручков которой ребятишки делали свистульки и самозабвенно в них свистели. В парке находилась летняя эстрада, несколько павильонов, были разбиты клумбы. Позже, когда печи перестали топить сланцем и закрылась ЦЭС, в поселке стали хорошо расти деревья, и сейчас Горный просто нельзя узнать. С улыбкой вспоминает В. П. Филичкина о том, как родители, уходя в отпуск, подрабатывали на каменном карьере, где добывали известняк: «Работа была тяжелой, но хорошо оплачиваемой, и мама с папой купили на заработанные в отпуске деньги круглый стол, диван с высокой спинкой и буфет». Следующей «глобальной» обновкой в семье Беляковых стал телевизор. Высоченную антенну (Ершовская вышка ещё не была пост роена, поэтому Горный находился вне зоны уверенного приема теле передач) помогали Петру Николаевичу устанавливать все соседи. Они же потом были частыми гостя ми в доме Беляковых, где смотрели хоккейные баталии чемпионатов мира и соревнования по фигурному катанию. Вскоре родители Валентины Петровны начали строить новый дом, который стоит и поныне. Детство – счастливая пора, но очень скоротечная. О том, какой жизненный путь избрать, Валя Белякова знала ещё задолго до окончания средней школы: - толь ко географический факультет СГУ! Она так хотела быть похожей на свою любимую учительницу географии, Капитолину Григорьевну Петрову!
Мечта сбылась, Валентина Пет ровна стала дипломированным географом, много лет жила и работала в с. Сулак, а потом вновь вернулась в п. Горный – колыбель своего детства.
Более 30 лет она щедро делится с горновскими школьниками своими знаниями, учит их видеть красоту окружающего мира, ценить и уважать людей, живущих рядом. Пройдут годы, и те, кто сейчас сидят за школьной партой, будут говорить: «Горный – колыбель моего детства».