К 95-летию писателя-земляка В.Л.Разумневича

15:57 26 мая 2022
335
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Неизвестное об известном 



Жизнь людей популярных, известных всегда была объектом пристального внимания и современников, и потомков.
И эта оборотная сторона славы – быть у всех на виду. Поэтому страницы жизни известных деятелей науки, культуры, видных политиков известны до мелочей не только их официальным биографам, но и широкому кругу людей. Казалось бы, что о популярных людях мы знаем все.
Тем интереснее, когда вскрываются ранее неизвестные факты из жизни того или иного знаменитого человека.
Труженица тыла, ветеран педагогического труда А. Н. Дудакова уже не раз делилась с нами своими ценными воспоминаниями, в частности, о В. В. Шабанове, которого она знала в школьные годы будущего поэта.

Эта история под названием «Наш школьный поэт» была даже опубликована в сборнике «Ромашки на асфальте», изданном Ассоциацией Саратовских писателей в 2009 году.
На сей раз Анна Николаевна поделилась с нами историей своего знакомства с В. Л. Разумневичем.

— Володю Разумневича я первый раз увидела летом 1949 года, - так начала свой рассказ А. Н. Дудакова, - я тогда после окончания педучилища вернулась в родной Чапаевский район, пришла в районный отдел образования, где меня огорчили: учителя начальных классов в районе не требовались. Это было вполне объяснимо, ведь в годы войны рождаемость сильно упала, но мне всё равно было обидно. Диплом есть, а работы нет! Но, как оказалось, тревоги Анны Улюшкиной были напрасными. Вскоре ей предложили должность инспектора в Чапаевском районном отделе культурно-просветительной работы. Девушка без колебаний согласилась.

Она родом из Большой Сакмы, а райотдел находился в райцентре – Сулаке, там «свежеиспеченный» инспектор и поселилась на съемной квартире. Если судить по названию должности, то Анна Николаевна должна была контролировать культмассовую работу в районе, но на самом деле она не была чиновником, сидящим в кабинете, а являлась активным участником этой работы.

— Лето в колхозах – горячая пора. И мы, небольшая «бригада» в состав которой вошли инструктор Чапаевского райкома комсомола Тоня Климова, библиотекарь Нина Грицаева, два парня – гармониста и я, ездили на полевые станы, в бригады, сельские клубы, школы, на фермы с концертами, - продолжает свой рассказ Анна Николаевна, - в июле в состав нашей «бригады» влился студент Уральского государственного университета Володя Разумневич. Он приехал на летнюю практику. Это был высокий худощавый юноша с темными кудрявыми волосами. Он постоянно носил очки с очень сильным увеличением. Разумневич вечно торопился, ходил очень быстро, а его любимым словом было «надо». Ему необходимо было постоянно двигаться вперед, узнавать, рассказывать. Он был очень общительным и как-то сразу стал среди нас своим, я бы сказала, что он был немного суетливым. Мы все были примерно одного возраста: мне исполнилось 22 года, Володе – на год меньше, гармонист Лебедев был постарше, с 1926 года, но год – два, что за разница? Все были между собой в дружеских отношениях, называли друг друга по имени, обращались на «ты». У каждого члена бригады было своё «амплуа». Тоня и Нина пели, Лебедев и Визгалов играли на гармони, Аня Улюшкина декламировала стихи.

— А каким же артистическим талантом обладал В. Разумневич, Анна Николаевна?

— У Володи был замечательный дар рассказчика, чтеца. Он приехал с толстой стопкой листов. Это были материалы о жизни В. И. Чапаева. Он очень интересовался легендарным комдивом. По-видимому, этот интерес к личности Чапаева возник у Разумневича ещё в детстве, ведь его родной дед К. И. Ермаков и дядя Н. К. Ермаков воевали за власть Советов под командованием Чапаева. К тому же, в Сулаке, где Володя окончил среднюю школу, жили в то время многие бывшие чапаевцы. Помню, что он ещё рассказывал о ближайшем сподвижнике Василия Ивановича – Иване Михайловиче Плясункове, который был родом из Сулака. Но интересовали студента Разумневича события не только Гражданской войны, но и Великой Отечественной. С интересом слушали колхозники его выступление о трудовом подвиге Евдокии Викуловны Желтовой – простой телятницы из Сулака. Она на собственные средства купила в годы войны самолет для Красной Армии. Наши «концертные программы» получались очень интересными и разнообразными: песни, музыка, декламация, выступление Володи, который умел притягивать людей, как магнит. Нам всегда дружно аплодировали, а Тоню Климову просили исполнить «на бис» песню, слова из которой я не забыла и поныне: «Стеной стоит пшеница золотая по сторонам тропинки полевой». После каждого выступления Володя ходил в сельский Совет и ему делали отметку. Наверное, это было необходимо для отчёта по практике.

— Скажите, пожалуйста, Анна Николаевна, а Разумневич читал тогда свои собственные рассказы?

— Нет. Я помню, что только один раз он сказал, что хотел бы попробовать свои силы не в качестве журналиста, а писателя и прочитал свой собственный рассказ. Я уже не помню как он назывался и о чём был.

— Как долго продолжалось Ваше знакомство с Владимиром Лукьяновичем?

— Три года я жила и работала в Сулаке, и каждое лето он приезжал после летней сессии. В 1952-м году меня перевели на работу в среднюю школу им. М. Горького п. Горный, а Владимир в том же году закончил факультет журналистики Уральского университета и был направлен на работу в г. Куйбышев, в редакцию газеты «Волжская коммуна». Так наше знакомство и оборвалось.

— Анна Николаевна, Владимир Лукьянович был Вам симпатичен как человек?

— Безусловно. Он обладал многими ценными качествами. Разумневич умел не только красиво и эмоционально рассказывать, но и слушателем был замечательным. Он живо интересовался всем, что происходит вокруг, задавал множество вопросов колхозникам, внимательно выслушивал ответы, прислушивался к советам. А ещё он имел организаторские способности, умел повести за собой, увлечь. В нём было какое-то обаяние: с этим человеком хотелось общаться. Разумневич умел дорожить дружбой, ценить друзей. Со школы его другом был Михаил Карпов. После школы их дороги разошлись: Владимир стал студентом университета, а Михаил тоже уехал из Сулака учиться на зубного техника. Но на каникулах они продолжали встречаться и были, как говорится, "не разлей вода". Знаю, что Карпов потом переехал в Горный, женившись на учительнице, работавшей в средней школе. Разумневич после окончания вуза жил в Куйбышеве, затем в Москве, но их дружба выстояла и перед временем, и перед расстояниями. Но особо мне хочется отметить его целеустремленность, верность раз и навсегда избранной теме. Вы, наверное, и не слышали, что Разумневич занимался «чапаевской» темой не только теоретически, но и пытался найти могилу Василия Ивановича?

— Конечно, нет! Расскажите, пожалуйста, об этом, Анна Николаевна! Я думаю, что всем читателям «районки» будет интересно узнать этот эпизод из жизни нашего известного земляка.
— Как известно, будущий писатель родился в Подмосковье, в г. Кинешма. В середине 30-х годов их семья переехала в Сулак, но в Подмосковье остались жить родственники Разумневичей. Владимир поддерживал тесные отношения с роднёй, ездил к ним в гости. Во время одной из таких поездок Разумневич познакомился с дочерью легендарного комдива, Клавдией Васильевной Чапаевой. Между ними завязались дружеские отношения, дочь Чапаева приглашала его в гости. Во время одного из таких «визитов», Клавдия Васильевна обратилась к Володе с просьбой найти могилу её отца. И он организовал поисковый отряд студентов на место предполагаемой гибели Чапаева. К поискам захоронения Разумневич «подключил» и парней из близлежащего села. Они проводили раскопки на берегу реки Урал в районе Лбищенска. Но поиски оказались безрезультатными: тело командира 25-й дивизии так и не было обнаружено. Вот такая история…

— Анна Николаевна, я тоже однажды видела В. Л. Разумневича. В 1987 году он приезжал в Сулак, приходил на выпускной вечер в среднюю школу и покорил и детей, и взрослых своими рассказами, своим обаянием. В то время он уже был очень популярным писателем, главным редактором киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, но держался с удивительной простотой. Многие годы ученики средней школы с. Сулак вели переписку со своим знаменитым земляком, и он регулярно отвечал на детские письма, присылал в школьный музей свои новые книги, адресованные юным читателям. А Вы больше не встречались с Владимиром Лукьяновичем после 1952 года?

— Мы виделись ещё один раз. Я не могу назвать точный год. По-моему, где-то в конце 70-х - начале 80-х. Они шли по Горному вдвоём с Иустином Ивановичем Афанасьевым, а я – навстречу. Мы не встречались несколько десятков лет, но все же сразу друг друга узнали. Сердечно поздоровались, несколько минут побеседовали. Я сказала: «Володя, а у меня есть твои книжки». Мне кажется, что ему было приятно услышать эти слова.

— Спасибо огромное за интересные воспоминания, уважаемая Анна Николаевна! А детские книги нашего писателя-земляка до сих пор есть и в Детской и в школьных библиотеках. А в районном краеведческом музее к Дню защиты детей и предстоящему 95-летию В. Л. Разумневича организована выставка «Автор добрых книг». На ней представлены материалы о жизни и творчестве писателя и его книги.