Каков порядок действий при отказе в органе полиции в приеме заявления о преступлении?
19:14
14 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

С заявлением о преступлении (устным или письменным, с использованием любого существующего вида связи) в правоохранительные органы в настоящее время вправе обратиться абсолютно любое лицо, при этом неважно, в отношении кого совершено преступление - обратившегося или кого-то другого.
При этом лицо, которое обращается с заявлением о преступлении, не обязано подавать (или направлять) данное заявление строго в орган, к компетенции которого относится расследование совершенного преступления, поскольку в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) предусмотрена передача таких заявлений в другие органы с соответствующей компетенцией.
Поступающие сообщения о преступлениях должны приниматься вне зависимости от места и времени их совершения, полноты содержащихся в них сведений и формы представления, в том числе, в дежурных частях органов внутренних дел (МВД).
Такие сообщения принимаются круглосуточно, а также в обязательном порядке регистрируются в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП).
Отказ в приеме информации о преступлении, в силу положений ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК РФ недопустим.
В случае если Вам по каким-либо причинам, обстоятельствам и т.д. отказали в принятии заявления о преступлении, происшествии, то Вам следует придерживается следующего алгоритма действий:
1. Постарайтесь зафиксировать отказ в принятии заявления (узнайте и запишите контактные данные сотрудника отдела полиции от которого последовал отказ в приёме и регистрации заявления, иных граждан, которые стали очевидцами отказа).
2. После незамедлительно обратитесь по контактным номерам телефона дежурных частей вышестоящих органов. Информация о таких номерах обязана быть всегда доступной на официальных сайтах указанных органов либо на информационных стендах в зданиях территориальных отделов полиции.
3. Обратитесь с жалобой в вышестоящие органы либо в прокуратуру.
В случае, если вы звоните в дежурную часть органа внутренних дел напрямую, учтите, что разговоры фиксируются и могут впоследствии стать доказательством того, что Ваше сообщение не было принято и зарегистрировано в установленном порядке).
А.С. Исаев, прокурор района
советник юстиции
