"Служба по контракту"

Когда в окнах загораются огни (Окончание)

10:57 15 октября 2024
58
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

И Л. Ф. Кондратьева снова стала школьницей – ученицей 9 класса ШРМ. Через 2 года, получив аттестат зрелости, она окончит бухгалтерский техникум, а затем курсы на лаборанта в г. Балаково.

Владимир Иванович не только помогал жене делать домашние задания, пока она училась в вечерней школе, но и одобрил её желание получить среднее профессиональное образование. Он считал, что человек должен развиваться в течение всей жизни.

— Однажды папу к нам пригласили на классный час в среднюю школу им. М. Горького, - продолжает делиться с нами своими воспоминаниями Людмила Владимировна, - и его выступление произвело на учеников выпускного класса огромное впечатление. Он сказал: «Прошли миллионы лет прежде, чем обезьяна стала человеком. Но обратный путь может быть гораздо короче, если ничего не делать, не работать над собой!».

Что же представляла собой школа рабочей молодёжи? Если сравнивать её с дневной, то можно выделить и черты сходства, и серьезные отличия.

Как и дневная школа, ШРМ давала как неполное, так и полное среднее образование. Продолжительность уроков составляла 45 минут, была кабинетная система. В каждом классе был свой классный руководитель. Одинаковыми были меры поощрения и наказания. За отличную и хорошую учебу, активное участие в общественной жизни ШРМ, её ученикам объявлялись благодарности, вручались похвальные грамоты и памятные подарки (книги).

Неуспевающие оставлялись повторно на 2-й год обучения в том же классе. А самой строгой мерой наказания было исключение из ШРМ без возможности повторного поступления в данное образовательное учреждение.

Велась в ШРМ и целенаправленная внеклассная работа. В связи с этим хочется процитировать только один приказ от 17 октября 1947 года:

§ 1. Всем классным руководителям провести классные часы на тему «Мой подарок Родине к 30-летию Октября»,

§ 2. Тов. Веретенникову совместно с другими преподавателями начать усиленную подготовку художественной самодеятельности к великому празднику.

Что же касается отличий, то первое лежит на поверхности: вечерняя школа начинала работать с 7 часов вечера. Занятия продолжались 4 часа, и звонок с последнего урока звенел ровно в 23 часа.

Вспоминает бывшая ученица ШРМ Н. И. Кудряшова: «Я работала на шахте №4 и училась в вечерней школе. От шахты до центра поселка была проложена узкоколейка, по которой ходила дрезина. На этой дрезине и доставляли учеников в ШРМ. В окнах загораются огни, люди садятся ужинать, а мы едем на занятия».

Второе отличие – это разница в возрасте между учениками и преподавателями. И те, и другие были людьми взрослыми. Иногда школьники были гораздо старше своих учителей. В качестве иллюстрации приведем лишь один пример: М. И. Драгуновой, окончившей Саратовский пединститут и попавшей по распределению в ШРМ п. Горный, было всего 23, а самому старшему ученику класса, в который её назначили классным руководителем, исполнилось 46 лет.

Отличалась ШРМ от дневной и «набором» учебных дисциплин. Здесь не было уроков труда (большинство учащихся были людьми работающими), рисования, пения, физической культуры, не было и комсомольской организации.

Зато был такой орган самоуправления как старостат – собрание старост. На заседаниях старостата обсуждались вопросы успеваемости и посещаемости, дисциплины, подготовки к праздникам и другие насущные проблемы школьной жизни. То есть, старостат по своим функциям почти не отличался от учкома дневной школы.

Контингент учащихся ШРМ изменялся год от года.

Самое большое количество учащихся приходится на 1955-1956 учебный год. Это было связано с тем, что в «вечерке» в то время было очень много учеников из воинской части. Следующий «пик» приходится на период с 1972 по 1976 годы. И это тоже объяснимо: в СССР начинается переход на всеобщее среднее образование. Количество учащихся ШРМ в это время колеблется от 180 (в 1972- 1973 учебном году) до 210 (в 1975- 1976 учебном году). Есть на диаграмме контингента и «ямы». Так, число учащихся значительно снизилось в 1962-1965-м годах, что связано, безусловно, с расформированием Краснопартизанского района и оттоком кадров в Пугачевский район. По убывающей идёт контингент и во второй половине 70-х – начале 80-х, что привело в 1984 году к закрытию ШРМ.

«Переучили всех», - так прокомментировала ситуацию последний директор вечерней школы Валентина Васильевна Яшина, занимавшая эту должность с 1979 года. И действительно, в это время в СПТУ-12 получали уже не только профессию, но и среднее образование. Откуда же черпать «резерв» ШРМ?

Огромную роль сыграла вечерняя школа в жизни п. Горный! В этом мы убедились на фактическом материале архивных документов – Книг выдачи аттестатов. С 1947 года (более ранние сведения отсутствуют) по 1984 год 1164 жителя п. Горный получили аттестаты о среднем образовании, а ведь ещё были и те, кто получил здесь неполное среднее образование (к сожалению, мы не нашли документов о выдаче свидетельств о неполном среднем образовании).

Многие из выпускников ШРМ продолжили своё обучение в техникумах и вузах, стали квалифицированными специалистами, мастерами своего дела и внесли свой вклад в развитие малой родины.

На протяжении 40 лет работы ШРМ педагогический коллектив возглавляли Е. Е. Веретенников, А. И. Геторинбейм, И. П. Бодров, Н. И. Елтарёв, Р. Б. Бжезановский, Л. Н. Киселёва, В. В. Яшина.

Своеобразный «рекорд» на должности директора установила Лидия Николаевна Киселева, руководившая ШРМ с 1963 по 1979 год. Остальные директора в среднем работали по 5 лет.

И сейчас в нашем поселке живут бывшие педагоги ШРМ – В. В. Яшина (директор «вечерки» с 1979 по 1984 г.), З. И. Владимирова, Н. В. Шашлова.

— Я работала в вечерней школе 3 года, - рассказывает Зинаида Ивановна Владимирова, - ядро коллектива составляли педагогистажисты, но были и молодые учителя: Н. В. Шашлова, Л. А. Пряникова. Мы попали, как говорится, «под занавес», то есть в последние годы работы школы, учеников было немного, но рабочая дисциплина поддерживалась на высоте. Валентина Васильевна была очень строгим директором. Не всегда успевали поужинать перед работой, а буфет в ШРМ не полагался, поэтому закусывали принесенными из дома припасами.

Помню, Валентина Филипповна Захарченко славилась своими солёными огурцами, а «фирменным» блюдом Таисии Трофимовны Копшевой была пареная тыква.

Наталья Валентиновна Шашлова, проработавшая в вечерней школе один год, вспомнила ещё об одном таланте своей старшей коллеги Копшевой: Таисия Трофимовна писала стихи. Это были стихотворения к праздникам и посвящения коллегам по работе.

40 лет назад закончился последний учебный год в ШРМ п. Горный.

Но свет её окон до сих пор не погас. Он сохранился в памяти всех выпускников школы, её бывших учителей. Свет знаний, свет доброй памяти…

 

На фото из архива: 1961 г. Учитель Н. Н. Смирнова (в центре) с учениками ШРМ.