На службе у "царицы наук"

9:36 9 марта 2023
296
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
«Во все времена, подобные тем, которые мы переживаем сегодня, мы отчетливо, ясно осознаём роль и значение учительского труда, деятельности педагога. Потому что именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения. И от этого в значительной степени зависят устойчивость, стабильность и будущее нашего государства», - эти слова сказал В. В. Путин на январской встрече с членами правительства Российской Федерации.



И, конечно же, совсем не случайно, 2023-й год объявлен в России Годом педагога и наставника.
Учитель всегда был и остается ключевой фигурой образовательного процесса, и никакие, пусть даже самые новейшие и совершенные технологии, не заменят слова учителя, ведь он несёт своим ученикам не только знания, но и оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, воспитывает будущего гражданина Отечества.


Вот и героиня нашего сегодняшнего очерка А. С. Бобкова (на фото автора) не только вот уже 43 года учит математике, но и воспитывает молодое поколение, служит Отечеству на ниве образования.

Сельская девчонка из многодетной удмуртской семьи Тоня Николаева (девичья фамилия А. С. Бобковой) в юности мечтала стать врачом-стоматологом, хотя имела очень слабое представление о данной профессии. Девушку привлекали внешние атрибуты: белоснежный, хрустящий от крахмала халат, блестящие инструменты… Но когда был получен долгожданный аттестат и выяснилось, что для того, чтобы стать стоматологом, надо учиться в Казани, Антонина испугалась: «Куда я в такую даль одна поеду?». Подружки уговорили поступать в Йошкар-Олу, в пединститут имени Н. К. Крупской.

— Антонина Сафроновна, что вот так просто и поехали поступать в вуз «за компанию»?

— Нет, конечно. Предпосылки для выбора профессии учителя у меня, наверное, всё же были, хотя в семье педагогов не было: мама – бухгалтер, отец всю жизнь работал водителем на КАМАЗе. Нас в семье росло четверо: две дочери, два сына. Так вот, я с начальных классов играла с сестренкой и братьями в школу. Несмотря на то, что сестра была старше меня, учительницей всегда «работала» я.


— И какие же предметы Вы «преподавали» своим родным?


— В нашем расписании стоял только один урок – математика! Этот предмет с первого класса представлялся мне самым главным. Конечно, мы не только в школу играли, домашние задания младшим братьям всегда делать помогала.

— А Вы помните свою школу?

— Конечно. Я родилась в селе Хлебниково Марийской АССР (сейчас это республика Марий Эл). Школа у нас была большая, по 2-3 параллели. При школе работал интернат, в котором жили ученики из маленьких сел, в которых не было своих средних школ, а только начальные или неполные. Училась я на «4» и «5». Таких раньше называли «ударница». Из школьных предметов больше всего любила математику и химию. По химии даже всегда принимала участие в олимпиадах.


— А в общественной работе Вы участие принимали?

— Во-первых, я хочу сказать о том, что в то время все учащиеся школ были членами какой-либо из общественных детских организаций. Вот и я в первом классе стала «внучкой Ильича» - октябренком, в третьем классе нас приняли в пионеры, а в 14 лет я стала членом ВЛКСМ, комсомолкой. Общественные поручения были у нас на протяжении всей школьной жизни, но самое ответственное я выполняла в 9-10 классах. Комсомольцы школы избрали меня секретарем комсомольской организации. И я уже сама готовила пионеров к вступлению в ВЛКСМ, изучала с ними Устав ВЛКСМ, историю комсомола. Сейчас вновь заговорили о наставничестве. Так вот, пионеры были наставниками октябрят, а комсомольцы шефствовали над пионерами.


— Общественная работа отнимает много времени, но даёт человеку возможность испытать себя в деле. Какие навыки Вы получили на комсомольской работе?

— Навыки общения с самыми разными людьми, умение планировать своё время, выделять главные дела и второстепенные. А ещё комсомольский вожак был должен уметь увлечь за собой, показать личный пример. Я за эти два года стала увереннее в себе, раскрепощеннее, научилась принимать самостоятельные решения. Всё это очень пригодилось впоследствии в педагогической работе.


— Спасибо, Антонина Сафроновна! А теперь давайте вернемся к математике.

— Математику я считала и до сих пор считаю не только самым главным учебным предметом, но и царицей наук. Помните, еще М. В. Ломоносов сказал: «Математику изучать надобно, поскольку она ум в порядок приводит». По алгебре и геометрии у меня в школе всегда только пятерки были! Интересная трудная задача всегда вызывала желание её решить и, если это удавалось, то я всегда испытывала радость. Дополнительно много решала. Вот, например, с подругами решим куда-нибудь пойти, договоримся собраться к определенному времени, а я вижу, что у меня еще 20-30 минут в запасе, беру учебник математики и быстренько уравнение или задачку решу. И такое удовольствие!


— Послушав Вас, Антонина Сафроновна, понимаешь, что решение поступать в педвуз на физико-математический факультет, было отнюдь не спонтанным. Вы были к этому и морально подготовлены, и базу знаний соответствующую имели.


— Возможно, что Вы правы. Во всяком случае к подготовке к вступительным экзаменам я отнеслась очень серьезно и, как результат, зачисление в педагогический институт им. Н. К. Крупской. К сожалению, почти все мои подруги, с которыми мы приехали из Хлебниково, не прошли по конкурсу. — Как отнеслись Ваши родители к выбору дочери?

— Спокойно. Я бы сказала, что во времена моей молодости мы были более самостоятельными, мама с папой не опекали нас. Если получил аттестат зрелости, значит, ты человек взрослый. Сам решай, кем хочешь быть, сам добивайся своей цели.


— Учеба в вузе шла гладко? — Первый семестр стал серьезным испытанием. Курс у нас большой набирали, человек 300, в нашей группе было 25 студентов. После зимней сессии почти треть «отсеялась». Очень трудно было учиться, ещё труднее успешно сдать первую сессию. Но это, естественно, так и должно быть. Учёба – это, прежде всего, труд. Так было, есть и будет, ведь недаром существует выражение «грызть гранит науки».

— А какой предмет стал Вашим любимым в вузе?


— Математический анализ. Интегралы, дифференциалы. Это так увлекательно, красиво, логично! И преподаватель прекрасный по матанализу была, настоящий профессионал, влюбленный в своё дело! Почти полвека прошло, а эти лекции помню до сих пор!

– Следующей проверкой на «профпригодность» стала педпрактика?

— Да, и вспоминается такой смешной эпизод. Мы проходили педагогическую практику вместе с подругой в одной из средних школ г. Йошкар-Ола. Мне дали 5 класс. Дети никак не могли запомнить моё имя и отчество. И первое время называли меня «Нина Васильевна» (так звали вторую практикантку). Но это было единственное недоразумение, в остальном мы с детьми поладили. По выходным катались вместе на санках, в лыжные походы ходили. Нам было интересно и весело! Конечно, вопросы у меня возникали, но помогал советами наш очень опытный руководитель практики. Прекрасные впечатления остались и от общения с учениками, и от педагогического коллектива. Преддипломную практику я проходила в поселке городского типа Вятское. Здесь мне уже доверили 9-10 классы и я уже работала самостоятельно, без присутствия руководителя практики. Написание планов, проверка тетрадей, подготовка к урокам – всё это доставляло радость. К каждому учебному занятию старалась найти какой-то интересный дополнительный материал. В общем, эта работа пришлась мне по душе!

— Вы с таким воодушевлением рассказываете о педпрактике, Антонина Сафроновна, а помните, какую оценку Вам поставили?

— Конечно, помню! За педпрактику я получила «отлично»!


— Чем ещё запомнилась студенческая жизнь?

— Стройотрядами! Студенты тех лет летние каникулы проводили с пользой, работали на благо Родины и получали не денежные переводы от родителей, а заработанные собственным трудом деньги. В годы моего студенчества в Марийской АССР повсеместно строились крупные животноводческие комплексы, и студенты принимали в этом важном деле самое непосредственное участие. Я освоила профессию каменщицы и каждый год с удовольствием ездила с другими студентами по разным районам республики. Конечно, в стройотряде мы не только работали, но и отдыхали. Наверное, те люди, которые когда-то были стройотрядовцами, навсегда сохранили в душе воспоминания о романтике той эпохи…

В институте я продолжала заниматься общественной работой, была старостой этажа в студенческом общежитии.


— Антонина Сафроновна, большинство учителей помнят свой первый урок. У кого-то он был удачным, у других, как в поговорке «Первый блин – комом».


— Я отношу себя к второй категории. Мой первый урок чуть не стал последним.

— Вы можете рассказать об этом эпизоде? — После получения диплома я поехала по распределению в город Волжск. Мне сразу же дали классное руководство в 5 классе и ставку учителя математики. Вот прихожу я на первый урок, а один ученик прямо на моих глазах начинает закатывать штанины брюк. Я понимаю, что мальчишка «испытывает нервы» молоденькой учительницы, но что же делать? А он, видя, что я на него смотрю, продолжает спокойно заворачивать брюки. Чтобы как-то обдумать своё дальнейшее поведение, я отошла к окну, а напротив – автовокзал. Один за другим отходили автобусы на разные направления… А у меня в голове одна мысль: «Вот и всё. Завтра и я уеду». Так и не придумав, как же остановить безобразие, отхожу от окна и краем глаза вижу, что озорник привёл брюки в порядок. Я вздохнула облегченно и начала объяснять материал. Иногда думаю, а что было бы, если бы я начала кричать? А отношения с классом наладились, очень мне мой наставник помог.


— Наверное, Вам педагога – стажиста в наставники определили?

— Нет. Моей наставницей стала молодая учительница истории. Ей было всего 28 лет, но она имела уже 6 лет педагогического стажа и знала контингент, с которым мне предстояло работать. Хотя в одном коллективе мы трудились вместе всего 1 год, общаемся до настоящего времени.

— А как Вы попали в поселок Горный, Антонина Сафроновна?

— Вышла замуж, родила ребёнка, а когда отпуск по уходу за ребенком подходил к концу, родственники мужа, жившие в Горном, «переманили» нас сюда. Приехали в посёлок в феврале, учебный год уже «под горку» покатился, поэтому устроилась я работать в СПТУ-12. Месяц была мастером производственного обучения, а затем была переведена на должность учителя математики и физики.


— Работа учителя в школе и в профтехучилище – это не одно и тоже. Трудно было на первых шагах?

— С благодарностью вспоминаю директора училища Ю. Ф. Прилепского и военрука В. В. Аничкова. На первых порах они стали моими наставниками, помогали советами, делились своим опытом.


— Антонина Сафроновна, Вы работаете в системе профтехобразования уже 42-й год, что изменилось за это время?


— Изменилось многое, ведь жизнь не стоит на месте. Но меня беспокоит то, что гаджеты занимают всё большее место в жизни молодого поколения. Я убеждаюсь в том, что у ребят отпадает мотивировка учиться, что-то делать самим. В Интернете можно найти ответ на любой вопрос, готовые домашние задания. К чему это приведёт? Я помню, какие удовлетворение и радость испытывала, решив сложную задачу. Известны ли эти чувства тем, кому всё преподносится «на блюдечке с голубой каёмочкой»? Разве можно всю жизнь быть только потребителем?


— Вы – учитель высшей квалификационной категории, награждены Грамотой министерства образования Саратовской области, Благодарственным письмом Губернатора Саратовской области, грамотами главы района. У Вас, Антонина Сафроновна, трое взрослых детей, внуки. Каковы Ваши планы на будущее?


— Продолжать учить детей, служить «царице наук!».


— Крепкого Вам здоровья и успехов во всех начинаниях!

— Спасибо.

М. ЕЖОВА
Фото автора