Нина Нвановна Ильина - ветеран педагогического труда Краснопартизанского района

11:21 7 июля 2023
349
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
2023 год – Год педагога и наставника

«Моя первая учительница – Нина Ивановна Ильина.
Она учила нас три года, была нам и мамой, и няней и подругой. Мы её очень любили, хотели быть такими же, как она, старались быть на неё похожими. Играя с подружками, мы повторяли слова, услышанные от Нины Ивановны в школе. В результате я и две мои одноклассницы выбрали для себя профессию учителя.

 Когда я пришла работать в школу, часто обращалась к Н. И. Ильиной за советом, и она, отложив свои дела, терпеливо объясняла, как поступить в данной ситуации, отзывалась на любую просьбу. Прошло много лет, Нина Ивановна сейчас на заслуженном отдыхе, но всегда при каждой встрече, интересуется нашей жизнью.
Она и сейчас всех помнит и может рассказать о каждом своём ученике. Мы ей очень благодарны за знания, за любовь и терпение, за всё, что наш первый учитель сделал для нас», - так тепло вспоминает своего первого учителя ветеран педагогического труда Н. А. Юрковская. Её одноклассница Н. В. Шашлова также охотно поделилась своими воспоминаниями о Нине Ивановне:

— Я очень рада, что моей первой учительницей была именно Ильина Нина Ивановна. Для многих учеников младших классов учитель – образец мудрости, правильности, терпения. Для меня Нина Ивановна была самой красивой, самой справедливой, самой умной. Я очень старалась выполнять всё так, как сказала она. Я закончила школу полвека назад, но помню её уроки математики, русского языка, природоведения. Работая учителем биологии в школе, я использовала свои детские наблюдения и воспоминания об уроках моей любимой первой учительницы. Нина Александровна Юрковская и Наталья Валентиновна Шашлова учились в том классе, который Н. И. Ильина выпустила в 1966 году, а первым ученикам ветерана педагогического труда уже далеко за 80, ведь свою педагогическую деятельность она начала в далеком 1945- м…
В августе текущего года Н. И. Ильина встретит свой 97-й день рожденья.
Она – старейший педагог, проживающий на территории Краснопартизанского района, настоящий кладезь мудрости и неисчерпаемый источник сведений по истории п. Горный, ведь здесь семья Ильиных поселилась ещё в 1934 году, когда и поселок фактически только зарождался. Мы знакомы с Ниной Ивановной с незапамятных времён, этот человек, его жизненный и профессиональный опыт, нравственный «стержень», отношение к людям, не могут не восхищать. Н. И. Ильина ушла на заслуженный отдых более сорока лет назад, но она по-прежнему остается учителем и наставником, потому что сохранила удивительную способность: достучаться до сердца каждого. И возникает закономерный вопрос: возможно героиня нашего очерка из учительской семьи? Или она готовила себя к педагогическому поприщу с детских лет? А чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к детству и юности Нины Ивановны.
Малой родиной Ильиной является г. Пугачев, где она появилась на свет (одновременно с сестренкой – близнецом) в августе 1926 года. Через 2 года в семье Ильиных родился ещё один ребенок, сын Александр. В 1929 году в СССР начала проводиться коллективизация.
В первые годы в большинстве коллективных хозяйств дела шли из рук вон плохо, к тому же несколько лет подряд в Заволжье выдались необычайно засушливыми, поэтому начался голод. Продукты питания дорожали каждый день.
— Сначала родители поменяли на хлеб все ценные вещи, что были в доме, затем продали железную крышу, - вспоминает Нина Ивановна, но крыша-то была одна, а есть хочется каждый день, - мама пошла работать на овощную базу: перебирала там картофель и морковь. Изредка приносила по несколько корнеплодов домой, каждый раз дрожа от страха, что попадётся и будет осуждена «за расхищение социалистической собственности».
Семья голодала, поэтому когда до Пугачева дошли слухи, что на Савельевском сланцевом руднике нужны рабочие, то Иван Евсеевич Ильин, мой отец, оставив семью дома, собрался в дорогу, пообещав вызвать жену с детьми и тещу с тестем к себе, как только определится с работой и жильем. К сожалению, бабушка с дедушкой вскоре умерли от голода. Это была большая потеря, первое горе, которое мне пришлось пережить.
Иван Евсеевич был мастером на все руки, поэтому работа на Руднике ему нашлась, хлебный паёк на Руднике тоже выдавали исправно, но очень остро стояла проблема с жильем, ведь, по сути, посёлок ещё только начинал строиться. Руководство Рудоуправления, узнав о бедственном положении семьи Ильина, выделило ему времянку. Это был небольшой сарайчик, но мужчина был рад и такому пристанищу, ведь главное, что был хлеб! Готовясь к приезду семьи, мужчина насушил сухарей, запасся свежим хлебом.
«Мы очень удивились тому, что нам предстоит жить в сарае, но когда отец показал нам свои «припасы», то даже сараюшка стала казаться нам дворцом, - события почти 90- летней давности живы в памяти Нины Ивановны, - правда, родители давали нам хлеб по маленькому кусочку, чтобы желудки постепенно привыкли к пище.
А за маленьким Саньком не доглядели, и он сильно заболел, объелся. У него был заворот кишок, несколько месяцев он был между жизнью и смертью, но потом поправился».
На улице Центральной, когда Ильины приехали в поселок, стояли всего 14 бараков, барак № 15 только строился, И. Е. Ильин был прекрасным столяром и принимал участие в его строительстве.
В это новое жилище и переселилась вскоре многодетная семья.
Если вы думаете, уважаемые читатели, что Ильины получили отдельную квартиру, то глубоко ошибаетесь.
Они жили в одной комнате ещё с двумя семьями. Но и этому были рады до безумия, все-таки не в сараюшке зимовать!
Нина росла девочкой любознательной, «изучала» новое место жительства и в конце августа 1934 года одна пришла в школу и попросила записать её в первый класс. Когда девочка назвала дату своего рождения, ей очень вежливо объяснили, что в школу её могут взять только через год. 1 сентября 1935 года Нина и Лида Ильины стали первоклассницами.
Особенно запомнился Нине Ивановне 1940-й год, когда школа справила новоселье в новом кирпичном двухэтажном здании на главной улице поселка. После темного и тесного барака (первоначально школа п. Горный работала в барачном помещении) новая школа поразила воображение учеников: большие светлые классы, огромные окна, широкая лестница и даже спортивный зал!
И дети, и учителя не могли нарадоваться всем этим «богатствам», ученики дотемна оставались в школе.
Правда, радоваться пришлось всего один учебный год. Война... О начале войны ученица средней школы им. М. Горького Н. Ильина узнала в пионерском лагере, который был открыт на месте Пугачевского женского монастыря. Путевку в пионерлагерь получил в качестве поощрения за ударный труд И. Е. Ильин.
Так как Нина была «ударницей» (училась на «4» и «5») в школе, то путевкой по решению семейного совета «поощрили» её. И вот на второй день лагерной смены пришла страшная весть о начале войны.
С началом войны закончилась безоблачная пора детства. Новое здание школы было передано под госпиталь, а ученики и учителя на осенних каникулах «переселялись» вместе со школьной мебелью и наглядными пособиями в здание школы – семилетки.
Все 4 года войны занятия в школе были 3-х сменными. Задумывалась ли Нина Ильина о том, кем она хочет стать в те годы? Нина Ивановна честно отвечает, что в годы войны люди жили, думая совсем о других вещах! О близких, находящихся на фронте, о еде (эти мысли не оставляли детей даже ночью, растущие организмы требовали пищи), о том, как не замерзнуть в плохонькой одежде и обуви.
Мечтала Нина попасть в кинотеатр «Горняк», где был всегда «аншлаг», о том, чтобы скорее вернулся домой отец (И. Е. Ильин был мобилизован в апреле 1942 года, воевал в 124-м стрелковом полку, 59-й стрелковой дивизии).
Тяжело было учиться, не имея самых элементарных вещей: тетрадей, чернил, учебников. Все жизненные силы детей и взрослых уходили на то, чтобы выжить. Какие уж тут мечты!
— В 9-10 классах мы изучали радиодело. Оно стояло в расписании уроков, как и обычные школьные предметы. И мы справедливо полагали, что, окончив школу, отправимся прямо на фронт... Отец часто писал домой, помню в одном из писем он сообщал, что чудом остался в живых, так как по окопу, в котором они прокладывали кабель связи, проехали танки. Папу вовремя откопали, а все остальные связисты погибли. Последнюю весточку от красноармейца Ильина семья получила летом 1944 года. С августа 1944 года и до сей поры его имя числится в списках пропавших без вести. Дочери Ивана Евсеевича на фронт не попали: война закончилась раньше, чем Нина и Лида получили аттестаты зрелости.
Лида почти сразу же устроилась на работу в детский сад (в 1945 году люди, имеющие среднее образование ценились на вес золота), а Нина очень переживала, что «сидит на шее» у мамы и сестры.
— Я как можно скорее хотела принести маме свою первую зарплату, как это сделала сестренка, поэтому, когда услышала, что на военбазу требуется библиотекарь, то сразу пошла туда. Основная проблема заключалась в том, что у меня не было обуви, пришлось одеть кожаные галоши, которые были мне страшно велики. Прошла собеседование, мне дали образцы заявления, бланк анкеты, велели заполнить дома, - вспоминает Нина Ивановна. Домой девушка еле добрела: галоши натерли ноги до кровавых мозолей. Через несколько дней пузыри начали лопаться, причиняя нестерпимую боль. О том, чтобы куда-то пойти с такими ногами и речи быть не могло. И она решила, что отнесет анкету после того, как ноги подживут.
— А дальше что было, Нина Ивановна?
— А дальше меня вызвали в районный отдел образования, куда был переведен заведующим мой бывший учитель Н. Ф. Бурмистров. Конечно же я пошла, и Николай Филиппович сделал мне неожиданное предложение: «Знаешь, Нина, в Чапаевском молмясосовхозе единственная учительница в декретный отпуск ушла, совсем некому ребятишек учить. Поезжай туда, я знаю, что у тебя получится!». Девушка была буквально оглушена этими словами. Как согласилась, как пришла домой? Все было как в тумане... Но дал слово – держи! И стала она собираться в новую жизнь. Буханка хлеба, бутылка подсолнечного масла, подушечка – «думка» и одеяло – вот и весь багаж, что везла с собой будущая учительница. В Рукополе, куда приходил «самовольник», Нину Ильину встретил сам директор совхоза, доставивший девушку на новое место жительства и работы. Квартировала она у технички, которую стала звать «бабушка Наташа». Научилась и планы писать, и с детьми ладить, а когда пришла пора возвращаться домой (отпуск по уходу за ребенком у учительницы закончился), ей уже было жалко расставаться со своими учениками. Там, в Чапаевском, Н. И. Ильина поняла, что учительство – это её призвание. А тогда, приехав домой, она купила себе обновки: пальто и теплый белый платок и переводом пошла работать в школу. 36 лет педагогического стажа – это огромный (в масштабе человеческой жизни) отрезок времени. Все было за эти годы, не было только желания изменить жизненный путь. Особенно ярко запомнились ветерану педагогического труда первые годы работы, когда ещё было мало опыта и порой возникали трудности с принятием ответственных решений. Один из таких памятных случаев и воспроизвела ветеран труда: «Было это зимой 1947 года. Пришла я домой обедать и застала удивительную картину: вся наша семья (мама, сестра и брат) сидят за столом, в центре которого нарезана толстыми ломтями буханка белого хлеба. Я была ошеломлена, откуда такое богатство? Где взяли этот хлеб? Что теперь будет со мной, ведь я учительница?

Мой растерянный вид произвел впечатление на родных. Они засмеялись и стали все сразу говорить о том, что карточки на хлеб отменили. Какая радость заполнила моё сердце!». На следующий день дети в классе постоянно хлопали крышками парт, доставали кусочки хлеба и жевали их с закрытыми ртами.
Что делать? Отругать? Позвать завуча?
Но женское сердце подсказало другое. «Дети, - сказала Нина Ивановна, - доставайте хлеб и спокойно ешьте, а дежурный пусть принесет графин воды. Через 5 минут продолжим урок».
Дважды дежурный «пополнял» запас воды. Когда весь хлеб был съеден, урок возобновился. На большой перемене учительская «кипела» праведным гневом. Один за другим приходили учителя и жаловались на то, что дети жуют хлеб, срывают уроки. Ильина сидела в уголке тихо – тихо и думала о том, что поступила правильно.

В коридоре после звонка ей встретилась техничка и спросила: «Нина Ивановна, у вас что сильно жарко в кабинете? На первом уроке ученики 3 графина воды выпили». Молодая учительница только улыбнулась… Более 30-ти лет педагогической деятельности Н. И. Ильиной связаны с Горновской 8-летней школой.

В 1971 году она была награждена нагрудным знаком министерства просвещения РСФСР «Отличник народного просвещения», занесена в Книгу Почета работников образования Краснопартизанского района. Из Почетных грамот ветерана педагогического труда можно составить альбом. Но самая памятная почему-то не министерская, а рукописная от учеников и их родителей. Она хранится в «портфолио» старой учительницы на почетном месте.
И слова, написанные почти полвека назад, всё так же трогают душу, как и тогда, в 1978-м: «Мы любим свою школьную тропинку.

И скажем все, секрета не тая: «Целуем твою каждую сединку, Учительница первая моя!».




На фото начала 80-х: Н. И. Ильина передаёт опыт начинающему педагогу.