"Ношу в себе осколок той войны"

7:50 15 февраля 2023
465
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В. П. Ханин бережно достал из специального чехла пиджак со своими наградами, надел его и в тот же самый миг преобразился. Ещё минуту назад перед нами был обычный немолодой мужчина, а сейчас Владимир Петрович стал будто бы выше ростом, стройнее, моложе. Даже выражение лица стало иным – строгим, сосредоточенным. Наверное, вспомнил воин-интернационалист время, когда опасность была всего в двух шагах, когда, порой, приходилось терять друзей и залечивать боевые ранения. Медали просто так сами на грудь не прыгают, каждую надо заслужить!

Как и большинство людей его поколения, Владимир Петрович Ханин скромен и немногословен. В самом начале нашей встречи он предложил: «Может быть, вы лучше мою автобиографию возьмете и по ней напишите?». Но затем бывший «афганец» втянулся в беседу, которая всколыхнула в душе давно пережитое, но не отболевшее…

Владимир Петрович наш, местный. Родом он из п. Петровский, где появился на свет почти 63 года назад. В 1965 году пошёл в 1 класс Рукопольской школы, где и проучился положенные 10 лет.

«Отличником и примерным мальчиком я не был, - уточняет Ханин, - и баловался, и учился не в полную силу. Наверное, многие мальчишки такими в детстве бывают. Хорошо, что позже поумнел, изменился в лучшую сторону».

— Как сложилась Ваша дальнейшая судьба после получения аттестата зрелости?

— Школу я окончил в семнадцать с половиной лет, а в мае 1976 года был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Службу проходил за пределами Родины, в Чехословакии. Служил в отдельном саперном батальоне. Как я уже говорил, в детстве я не был примерным мальчиком, но проходя службу, понял, что мне по душе армейский порядок, дисциплина. Поэтому по окончании срока службы созрело решение связать свою дальнейшую жизнь с Вооруженными Силами.

— И Вы это решение успешно реализовали?

— Да, я был направлен в школу прапорщиков, которая находилась на юге Украины, в г. Николаев. Там произошло ещё одно важное событие в моей жизни: я встретил и полюбил украинскую девушку Валентину Ерохину. Мы поженились, и вот уже 44 года идём с Валентиной Юрьевной по жизни вместе. Наша интернациональная семья прошла испытания временем и трудностями.

В августе 1978 года успешно окончивший школу прапорщиков В. П. Ханин вернулся в ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика) в ту же часть, где проходил службу раньше, но уже в качестве командира взвода.

Новая должность, новые заботы... Особенно памятным выдался для нашего земляка 1979 год. Вот что рассказывает об этом времени сам Владимир Петрович:

— В советское время наши войска очень часто выполняли правительственные задания по оказанию помощи гражданскому населению. В частности, помощь сельчанам в уборке урожая.
Целина! Сейчас об этом периоде большинству известно только по учебникам истории. А тогда Северный Казахстан (часть Казахской ССР) буквально задыхался от нехватки рабочих рук. Хлеба было очень много и, боясь, что он уйдет под снег, со всех концов огромного Советского Союза ехали эшелоны с помощниками.

С июля по ноябрь 1979 года я в составе сборного отряда Центральной группы войск (ЧССР) принимал участие в уборке урожая в Целиноградской (ныне Акмалинской) области. За свою работу был награждён первой в своей жизни правительственной наградой – медалью «За трудовое отличие». В это время в Чехословакии у меня родился сын».

— Когда Вы были переведены на новое место службы?

— Осенью 1981 года по замене я был направлен для дальнейшего прохождения службы в г. Казань старшиной роты. Через год, в 1982 году, мне было присвоено звание «Старший прапорщик».

— Владимир Петрович, Вы человек целеустремленный. Наверное, задумывались о дальнейшей учёбе?

— Не просто думал, но и действовал. В 1984 году я экстерном окончил Камышинское высшее военно-строительное училище.

— А как Вы попали в Афганистан?

— Добровольцем. В 1986 году я сам попросил направить меня в ДРА для выполнения интернационального долга. Жена как раз ждала второго ребёнка… Моё ходатайство было удовлетворено и я был отправлен в Республику Афганистан в провинцию Баглан, в город на севере страны Пули – Хумри. Этот город находится на пересечении главных транспортных магистралей. Через него проходит автострада Кабул – Мазари – Шариф, проложенная советскими и афганскими строителями. Я был назначен туда техником роты в трубопроводную бригаду.

— Владимир Петрович, какие самые яркие впечатления остались у Вас об Афганистане?

— Наверное, больше всего запомнился первый день, когда мы прибыли в Кабул. Это было настолько непохоже на то, что я видел раньше, хотя к тому времени уже немало повидал на своем веку. Но здесь всё было иным: люди, климат, язык, порядки. Проходил я службу в 21-м гарнизоне им. подполковника Лисовского. Дмитрий Евгеньевич Лисовский погиб в бою с душманами, когда он возглавлял группу на устранении одного из подрывов трубопровода 20 декабря 1984 года. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени, а его именем был назван один из гарнизонов.

— Так Вы были одним из «трубачей»? Именно так в годы афганской войны называли солдат и офицеров трубопроводных войск. ТВ (трубопроводные войска) сыграли важную роль во время войны в Афганистане, ведь «трубачи», жертвуя своими жизнями, прокладывали трубопроводы через горы и реки, чтобы бесперебойно обеспечивать советские войсковые части горючим.

— Да, мы делали своё дело, не думая о наградах. Работа есть работа. У штатских людей своя, у военных в боевой обстановке своя – более тяжелая и опасная. Но, если выбрал для себя эту дорогу, то надо пройти по ней достойно.

— Владимир Петрович, Вам приходилось терять своих сослуживцев?

— Конечно. Помню, в результате несчастного случая загорелся склад, аварию сразу ликвидировать не удалось, в результате взрыва погибли люди. Были потери и на боевых дежурствах. Ведь каждую ночь мы заступали на боевое дежурство и контролировали трассу длиной 30-40 км. Патрулировали этот участок с интервалом в 2-3 часа. И под обстрелы попадали, были случаи подрывались на минах.

— Владимир Петрович, национальный вопрос сейчас во всем мире стоит очень остро. Были ли у Вас в гарнизоне какие-либо конфликты на национальной почве. И как Вы ладили с местным афганским населением?

— У нас служили русские, украинцы, казахи, узбеки и люди других национальностей, но мы ощущали себя частью единого советского народа и, признаться, даже не задумывались о своей национальной принадлежности. Мы оценивали друг друга совсем по другим критериям: человеческие качества, профессионализм, умение жить и работать в условиях боевой обстановки.
Что же касается отношений с местными жителями, то мирные люди понимали, что Советский Союз оказывает им огромную помощь. Они обрабатывали землю на быках, а из СССР пришли тракторы, приехали квалифицированные специалисты, жители смогли получить медицинскую помощь. Жизнь людей менялась в лучшую сторону и они не могли этого не оценить. Личного общения практически не было из за незнания языка, в основном, какие-то вопросы решались с официальными лицами. Конечно же, всё это относится к мирным труженикам, обычным людям, а не к мятежникам, которые с оружием в руках выступали против существующих порядков.

— На одной из «афганских» фотографий Вы запечатлены на фоне грозной боевой машины (на фото 1986 г. В. П. Ханин – 1-й справа). Что это?

— Это бронетранспортер марки БТР-922, который больше известен под названием «922-я коробочка». У каждой такой «коробочки» были свои позывные.

— Владимир Петрович, Вы обмолвились, что были ранены в Афганистане. Как и когда это произошло?

— В начале осени 1988 года я был ранен в ногу, произошло это как раз на БТР. Моя опущенная нога спасла водителя от верной смерти (он бы получил ранение в голову), а вот я до сих пор осколок в ноге ношу – память о войне. В связи с ранением меня отправили из Афганистана в Казань на долечивание.

— Наверное, за время Вашего двухлетнего пребывания в Афганистане Вы не раз «пороху понюхали»?

— Настоящая война пахнет не порохом, а напалмом, я об этом и сыну говорил: «Если не знаешь запаха напалма, значит, не был на войне». А моменты всякие были. Однажды что-то меня как изнутри подтолкнуло: «Отойди!». Отошёл и через плечо увидел, как из кустов выходит душман с вилами. Если бы я вовремя не ушёл с прежнего места, то он бы прямо за спиной у меня оказался… А в другой раз лежим под обстрелом и прямо у меня перед глазами начинает «бить фонтан» из земли. Не сразу сообразил, что это пуля так мягкую почву взрыхлила. Не моя пуля…

— Владимир Петрович, наверное, когда длительное время человек находится в состоянии повышенной готовности у него какие-то особые рефлексы вырабатываются?

— Не знаю. У меня, как только начиналась стрельба, во рту сразу кисло становилось, будто батарейку полизал. Вот такая реакция организма на опасность.

— Вы служили в Афганистане 2 года и 2 месяца. За это время Вас наградили несколькими правительственными наградами, среди которых медаль высшей пробы – «За отвагу», врученная Вам «За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан». Расскажите о других своих наградах.

— Это медали: «За отличие в воинской службе» 2-й степени, «За безупречную службу» 2-й степени. Двумя медалями наградило меня афганское правительство: «10 лет Саурской Революции» и «Воинуинтернационалисту от благодарного афганского народа». Также в числе наград и нагрудные знаки «Отличник военного строительства» и «За самоотверженный ратный труд в Краснознаменном Туркестанском военном округе».

— После отъезда из Афганистана Ваша служба ведь не завершилась?

— Нет, после восстановления после ранения я служил в Казани, а с 1990 по 1993 годы проходил службу в Западной Группе Войск на территории бывшей Федеративной Республики Германии. Службу проходил в должности техника ПУСа в полку связи. Когда наши войска были выведены с территории Германии, то я (по настоятельной просьбе) был переведен на «химбазу» п. Горный, на должность инженера коммунального хозяйства. А в 1999 году уволился в запас по выслуге лет.

— Владимир Петрович, Вы покинули Афганистан более 30 лет назад. Как говорится, много за это время воды утекло. Вспоминаете ли Вы эту страну, свою службу в ДРА?

— Конечно вспоминаю. Сейчас, благодаря интернету можно «попутешествовать» по любой стране, не выходя из дома. Я недавно нашёл информацию о Пули – Хумри, посмотрел фото. Всё так изменилось, что и не узнать! Очень жаль, что с сослуживцами так и не довелось больше увидеться, только с бывшим нашим замполитом как-то в Тольятти случайно пересеклись. Мы оба были очень рады этой встрече.

— Вы теперь человек гражданский, работаете директором муниципального учреждения «Обеспечение деятельности учреждений культуры», но продолжателем династии защитников Родины стал Ваш сын?

— Да. Полковник Вооруженных Сил Российской Федерации Александр Владимирович Ханин, участник СВО на Украине – это мой сын. Сейчас он проходит реабилитацию после тяжелого ранения, и мы надеемся, что всё у него будет хорошо!

— Спасибо Вам, Владимир Петрович! С наступающим праздником, здоровья Вам и всем Вашим близким! Всех благ!

- Спасибо!