О людях нашего поселка

17:30 21 мая 2023
129
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В эти майские дни В. В. Шепелёва часто вспоминает своих родителей.

В. П. Карагодин, отец Валентины Вениаминовны, воевал, мать ковала Победу в тылу.

— А ещё у папы день рождения 1 мая был, поэтому май для нашей семьи всегда был радостным праздником – говорит дочь ветеранов, - в первый день мая 1925 года в Карповке отец родился. Четвертым он был у родителей, «серёдочка», а всего 7 детей у Карагодиных было.

— Валентина Вениаминовна, Вы говорите, что Ваш отец с 1925 года, то есть на момент начала войны ему едва 16 исполнилось, а когда же его призвали?
— Накануне 1943 года. Наверное, обстановка на фронте такой сложной была, что даже таких «зеленых» мобилизовали. К тому времени Варвара Кузьминична Карагодина, мать Вениамина, уже вдовой была.
Она проводила на фронт мужа в первые дни войны, когда Красная Армия истекала кровью в неравных оборонительных сражениях.
В одном из таких боев с превосходящими силами противника Павел Карагодин попал в плен, где и сгинул навек.
Еще не высохли у женщины слезы по мужу, как пришел черед сыночка на фронт провожать, оставаться одной с кучей ребятишек. 10 января 1943 года В. П. Карагодин был зачислен в 1271 стрелковый полк 387-й стрелковой дивизии. С 10 января по 4 ноября 1943 года комсомолец Карагодин сражался на юго-западном направлении, не щадил своей жизни ради свободы Родины.

Обратимся к документальному источнику, наградному листу, который мы нашли на сайте ЦАМО РФ «Память народа»: «Карагодин Вениамин Павлович, являясь стрелком 2 роты 1271 полка, 368-й стрелковой дивизии 4 Украинского фронта в боях с немецкими захватчиками во время наступления на «Турецкий вал» (Перекоп) получил тяжёлое пулевое ранение в левую голень с поражением кости».
В настоящее время инвалид 2 группы работает подвозчиком топлива в колхозе с. Беленка.
Достоин государственной награды – медали «За боевые заслуги».
И медаль была вручена нашему земляку в 1947 году, в 1985-м ветеран был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Но вернемся к событиям военной поры.
После ранения красноармеец Карагодин несколько месяцев провел на госпитальной койке, а затем предстал перед военно-врачебной комиссией, которая вынесла категорическое заключение о его полной непригодности как к строевой, так и к нестроевой службе. 18-летним инвалидом вернулся он в родительский дом.
— Фронтовая рана беспокоила отца на протяжении всей жизни, - вспоминает дочь, - вопервых, нога до колена была вся в ямках, наверное, при операции удалили часть мышц, рана болела. А при ходьбе отец выбрасывал вперед левую ногу и сильно хромал. Долгое время после выписки из госпиталя рана не рубцевалась, и была необходимость в регулярных перевязках. Так Вениамин Карагодин впервые попал в сельский медпункт, где и произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу.
Судьбу звали Леночка Спирина, правда, на селе девушку, которой было чуть-чуть за 20, уважительно называли Елена Иосифовна, ведь была она дипломированным фельдшером – акушером, почти первым человеком на селе. Е. И. Спирина родилась в селе Камелик Пугачевского района в 1922 году.
Её отец был земским фельдшером, и девочка с детства мечтала о медицинском поприще. После окончания средней школы она поступает на учёбу в Пугачевский медицинский техникум, а затем по распределению приезжает в Карповку.

— Мама была военнообязанной, - продолжает свой рассказ Валентина Вениаминовна, - и она была на своём посту 24 часа в сутки, забывая о себе. Фактически была Елена Иосифовна бойцом.
А её «линией фронта» были болезни, порожденные голодом, непосильным трудом, отсутствием элементарных средств гигиены. Она принимала роды, выхаживала слабых новорожденных, оказывала помощь при производственных и бытовых травмах, лечила инфекционные болезни и оказывала неотложную помощь хроническим больным. И, конечно, помогала раненым бойцам, которых отправили домой на долечивание.
Чего только не навидалась девушка–фельдшер в годы войны! Вши, рахитичные дети, изможденные тяжелой работой и недоеданием женщины, преждевременно превратившиеся в старух, беспросветная нужда.

— Когда мама порой что-то рассказывала о том времени, у меня перехватывало дыхание и кожа покрывалась мурашками, - говорит Валентина Вениаминовна, - не могу забыть одну из таких историй.
Однажды маму вызвали в семью, где было 10 детей. Когда она пришла на вызов, хозяйка как раз собирала на стол и робко сказала: «Стесняюсь Вам предложить, Елена Иосифовна, пообедать с нами. Не побрезгуйте!».
Девушка села за стол и не сразу поняла, что за блюдо стоит перед ней. И только попробовав, определила, что каша сварена из лебеды и отрубей…
Когда В. Карагодин появился в Карповке, то у фельдшера прибавилась еще одна забота – делать перевязки раненому бойцу. Постепенно молодые люди всё больше убеждались в том, что интересны друг другу.
А после того, как отгремели победные залпы 1945-го года, Вениамин и Елена стали задумываться о создании семьи. Они были молоды и счастливы своей любовью, но первые годы брака омрачила смерть двух детей, умерших в младенчестве.
Но душевные раны залечили дочери Нина и Валентина, родившиеся в 1948 и 1951 годах, а уж когда Елена Иосифовна одного за другим подарила мужу двоих сыновей, то его счастью не было границ.
Вениамин Павлович без отрыва от производства окончил Саратовский сельскохозяйственный техникум, и когда в 1959 году большая семья переехала из Карповки в Емельяновку, стал работать сначала помощником бухгалтера, а затем вплоть до выхода на заслуженный отдых был главным бухгалтером колхоза им. Тельмана и оставил о себе благодарную память у руководителей хозяйства (бывший председатель колхоза В. В. Карпухин очень тепло отзывается о профессиональных и человеческих качествах В. П. Карагодина) и односельчан. Елена Иосифовна, отдав три десятилетия фельдшерскому делу, перешла на работу в сельскую библиотеку, жизнь стала поспокойнее. — Вспоминая свои детские годы, я удивляюсь родителям, особенно маме. Когда она всё успевала?, - размышляет Валентина Вениаминовна, - она работала без выходных и праздников. Были нередко ночные вызовы, а мама успевала и с коровой управиться, и тесто поставить. До сих пор помню неповторимый вкус вареных кренделей с анисом. Они у нас в сенях висели и были самым любимым лакомством детворы. «Сейчас пойду посмотрю, что вам лисичка принесла», - говорила мама и возвращалась из сеней со связкой душистых кренделей…

Выросли дети, разлетелись из родительского гнезда, тут бы и о себе подумать, пожить на покое. Но не прошли бесследно трудности и лишения военной поры. Всего год прожил Вениамин Павлович после выхода на пенсию.
Хвори навалились на 60-летнего мужчину словно беспощадные враги: открылась и мучительно болела фронтовая рана на ноге, диабет, сердце… В 1986 году фронтовика схоронили на Емельяновском кладбище. Елена Иосифовна пережила мужа на 18 лет, последние годы провела в семье дочери, В. В. Шепелевой.

— Мои родители жили так, как жила вся страна, делили с Родиной и горе, и радости, - подводит итог нашей встречи Валентина Вениаминовна, - мы помним их!

На фото автора: В. В. Шепелева с фотографиями родителей.