Педагог. Учитель. Наставник
9:45
30 января 2023
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Вот и закончен ещё один урок. Каким он был по счёту? М. В. Денега никогда не задавала себе таких вопросов, как и не считала своих учеников.
Главное ведь не сколько, а как. Как провела занятие, какие знания дала девчонкам и мальчишкам, делающим первые шаги по волшебной стране музыки. Прежде, чем встретиться с М. В. Денега, преподавателем Детской школы искусств п. Горный по классу фортепиано, мы побеседовали с её коллегами, учениками и родителями выпускников ДМШ, участницами вокального ансамбля «Горлинка», художественным руководителем которого Марина Валентиновна была на протяжении двух десятилетий.
И каждый из наших собеседников добавил свой «штрих», свою деталь, из которых и сложился образ Педагога, Наставника, Человека.
И все три слова – с заглавной буквы! Вот как отзывается о старшем коллеге заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУДО «Детская школа искусств р.п. Горный» Н. И. Доркина:
— Марина Валентиновна – замечательный профессионал, который не только глубоко знает и любит свой предмет, но и мастерски владеет методикой преподавания, умеет создать благоприятную психологическую обстановку для каждого ученика, дети её любят за объективность, доброжелательность, выдержку. М. В. Денега пользуется большим авторитетом среди коллег. Имея огромный опыт работы, она тактично посоветует, как «разрулить» какой-то сложный вопрос, может предложить нестандартное, но верное решение. А ещё у Марины Валентиновны прекрасное чувство юмора, с ней очень приятно общаться не только в служебной обстановке, но и в обычной жизни.
Алла Анатольевна Швед, педагог Детской школы искусств, стала преемником Марины Валентиновны на посту художественного руководителя вокального ансамбля «Горлинка», который в 2022 году в очередной раз подтвердил звание «Народный коллектив».
— Марина Валентиновна была прекрасной наставницей нашего вокального ансамбля, - говорит А. А. Швед, - именно под её руководством «Горлинка» 5 раз подряд подтвердила высокое звание «Народный коллектив». Нашего художественного руководителя отличали высокий профессионализм, умение находить индивидуальный подход к каждому исполнителю, прекрасный вкус в выборе музыкального материала, высокая требовательность, прежде всего, к себе. Я высоко ценю уроки профессионального мастерства, полученные от Марины Валентиновны. И стараюсь сама использовать их в работе с коллективом.
С благодарностью отзываются о педагоге и родители выпускников Детской школы искусств.
— Мой сын Данила 7 лет учился у М. В. Денега, - рассказывает Е. А. Серова, - все эти годы она была для него непререкаемым авторитетом не только как педагог, но и как человек, мнение которого для Данилы очень много значило. Марина Валентиновна – лучшая из лучших!
А для выпускницы школы А. Мухамбетовой Марина Валентиновна Денега стала в определенной мере примером, ведь ученица М. В. Денега после получения аттестата зрелости пошла учиться в Саратовский областной колледж искусств.
— Я благодарна своей судьбе за то, что она подарила мне эту встречу, - вспоминает Альбина школьные годы, - Марина Валентиновна была моим педагогом в «музыкалке» и не только учила играть на фортепиано, но и помогла не совершить опрометчивого шага. Учась в старших классах средней школы, я столкнулась с проблемой острой нехватки времени, так как кроме учебы в двух школах занималась спортом, активно участвовала в общественной работе, увлекалась краеведением и этнографией. И я решила бросить музыкальную школу, хотя училась в ней только на «пятёрки». И тут мне на помощь пришла Марина Валентиновна. Спокойно, логично и как-то по-взрослому она поговорила со мной и убедила, что «коней на переправе не меняют», что надо закончить начатое.
Эта беседа подействовала на меня лучше, чем многочасовые уговоры и нотации, к которым я приготовилась. В общем, музыкальную школу я закончила только с отличными оценками. Спасибо за это моему педагогу и наставнику! И вот в первый рабочий день недели мы встретились с героиней нашего очерка и, поздравив её с наступившим Годом педагога и наставника, мы попытались проследить профессиональный путь М. В. Денега, понять, почему и как становятся учителями музыки.
— Первый шаг – это музыкальная школа, - говорит моя собеседница.
– Наша семья жила в Баку. Когда я окончила 1-й класс общеобразовательной школы, отец взял меня за руку и привел в музыкальную. Так, в возрасте восьми лет я стала ученицей сразу двух школ.
— Наверное, Ваша семья была музыкальной, Марина Валентиновна? Папа объяснил Вам, почему надо учиться музыке?
— Нет. Никакого отношения к музыке мои родители не имели. Оба имели политехническое образование, работали инженерами. И поступок свой отец никак мне не комментировал. Тем более, что в музыкальной школе мне сразу понравилось. Здесь была своя особая атмосфера, не похожая на ту, что царила в средней школе.
— Я понимаю, что прошло больше 50 лет со дня окончания Вами музыкальной школы, но, может быть, Вы помните своего педагога?
— Такое забывать нельзя! Конечно же, я помню своего первого учителя. Баку в то время был городом интернациональным, и моим первым педагогом в детской музыкальной школе стал этнический немец Эдвин Федорович Фрицлер. Я очень благодарна этому человеку, что он «раздул» маленькую искорку моего интереса к музыке, а не погасил её. Проучившись 7 лет в «музыкалке», я поняла, что хочу, чтобы моя дальнейшая жизнь была связана с музыкой. Поэтому после окончания 10 класса я уже не металась в раздумьях: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?».
— Вы получили профессиональное образование в Баку?
— Нет, в музыкальном училище г. Тольятти. У меня был просто замечательный педагог! Иванова Валентина Михайловна. Ей я обязана всем, что знаю и умею. Валентина Михайловна до сих пор остается для меня образцом, с которым я сверяю собственную работу. И тогда, будучи студенткой, я мечтала о том, что буду для своих учеников «как Валентина Михайловна». Мечты и реальность – явление различного порядка. После окончания училища девушка вышла замуж за военного и началась «кочевая» жизнь. В каких только точках бескрайней страны не довелось жить чете Денега! Одно время Александр Петрович Денега нёс службу за рубежом, в Венгерской Народной Республике. Его верная спутница находилась рядом с супругом. Многие офицерские жены, особенно когда появлялись дети, сосредотачивали свои усилия на ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. А дипломы пылились в папочках с документами… Но Марину Валентиновну участь домохозяйки совсем не прельщала. Несмотря на частые переезды и рождение двух сыновей, она всегда работала.
— Как я уже говорила, мы проехали с мужем всю страну «От Москвы до самых до окраин», - продолжает свой рассказ М. В. Денега, - не всегда была возможность устроиться в музыкальную школу, тогда я шла работать в детский сад. Так было, например, когда муж служил в Москве.
— Марина Валентиновна, а как Вы попали в Горный?
— Так же, как и обычно. Мужа перевели сюда по службе в 1989 году. Я сразу же устроилась работать музыкальным руководителем в детский сад «Теремок», а через год перешла в Детскую музыкальную школу и словно попала в родную семью. Меня приняли очень сердечно, коллектив мне сразу понравился, я быстро освоилась и вот уже 33-й год вместе со своими коллегами учу детей музыке.
— Марина Валентиновна, уже через несколько лет после прихода в новый коллектив, Вы стали его руководителем. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Действительно, директором детской музыкальной школы я работала в течение 15 лет. В 2010 году с удовольствием передала «бразды правления» Н. И. Ольховой, которая является выпускницей нашей школы.
— Вы помните своих учеников, которые продолжили заниматься музыкой после окончания «музыкалки»?
— Конечно! Это Марина Чусова, которая окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова, Курсакова Юлия, Булгакова Марина, Елена Прилепская, Мухамбетова Айслу, Елена Рогачёва. К сожалению, сейчас времена изменились, и молодежь ищет себя в других сферах деятельности. Но я верю, что профессия учителя музыки – одна из самых важных! Я отдала ей 48 лет своей жизни и не жалею об этом. Продолжением учителя являются его ученики, поэтому после встречи с М. В. Денега мы побеседовали с одной из её учениц – Елизаветой Шитовой. Девочка учится в 5-м классе общеобразовательной школы и в 4 классе Детской школы искусств, причем, успевает заниматься и музыкой, и живописью.
— Марина Валентиновна мне очень нравится, - сказала Лиза, - она очень много знает и умеет и старается, чтобы и я научилась хорошо играть на пианино. А еще наш педагог очень справедливый человек, у неё нет любимчиков. Я хочу быть похожей на Марину Валентиновну.
— Лиза, ты думаешь стать учителем музыки?
— Я пока ещё не решила. Моя мечта – сделать своими руками мультфильм. И музыку к нему самой написать, и персонажей нарисовать. А ещё меня очень интересует программирование.
— Спасибо, Лиза! Пусть твои мечты сбудутся, ведь рядом с тобой прекрасный педагог, мудрый наставник и хороший человек М. В. Денега.
Вот и закончен ещё один урок. Каким он был по счёту? М. В. Денега никогда не задавала себе таких вопросов, как и не считала своих учеников.
Главное ведь не сколько, а как. Как провела занятие, какие знания дала девчонкам и мальчишкам, делающим первые шаги по волшебной стране музыки. Прежде, чем встретиться с М. В. Денега, преподавателем Детской школы искусств п. Горный по классу фортепиано, мы побеседовали с её коллегами, учениками и родителями выпускников ДМШ, участницами вокального ансамбля «Горлинка», художественным руководителем которого Марина Валентиновна была на протяжении двух десятилетий.
И каждый из наших собеседников добавил свой «штрих», свою деталь, из которых и сложился образ Педагога, Наставника, Человека.
И все три слова – с заглавной буквы! Вот как отзывается о старшем коллеге заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУДО «Детская школа искусств р.п. Горный» Н. И. Доркина:
— Марина Валентиновна – замечательный профессионал, который не только глубоко знает и любит свой предмет, но и мастерски владеет методикой преподавания, умеет создать благоприятную психологическую обстановку для каждого ученика, дети её любят за объективность, доброжелательность, выдержку. М. В. Денега пользуется большим авторитетом среди коллег. Имея огромный опыт работы, она тактично посоветует, как «разрулить» какой-то сложный вопрос, может предложить нестандартное, но верное решение. А ещё у Марины Валентиновны прекрасное чувство юмора, с ней очень приятно общаться не только в служебной обстановке, но и в обычной жизни.
Алла Анатольевна Швед, педагог Детской школы искусств, стала преемником Марины Валентиновны на посту художественного руководителя вокального ансамбля «Горлинка», который в 2022 году в очередной раз подтвердил звание «Народный коллектив».
— Марина Валентиновна была прекрасной наставницей нашего вокального ансамбля, - говорит А. А. Швед, - именно под её руководством «Горлинка» 5 раз подряд подтвердила высокое звание «Народный коллектив». Нашего художественного руководителя отличали высокий профессионализм, умение находить индивидуальный подход к каждому исполнителю, прекрасный вкус в выборе музыкального материала, высокая требовательность, прежде всего, к себе. Я высоко ценю уроки профессионального мастерства, полученные от Марины Валентиновны. И стараюсь сама использовать их в работе с коллективом.
С благодарностью отзываются о педагоге и родители выпускников Детской школы искусств.
— Мой сын Данила 7 лет учился у М. В. Денега, - рассказывает Е. А. Серова, - все эти годы она была для него непререкаемым авторитетом не только как педагог, но и как человек, мнение которого для Данилы очень много значило. Марина Валентиновна – лучшая из лучших!
А для выпускницы школы А. Мухамбетовой Марина Валентиновна Денега стала в определенной мере примером, ведь ученица М. В. Денега после получения аттестата зрелости пошла учиться в Саратовский областной колледж искусств.
— Я благодарна своей судьбе за то, что она подарила мне эту встречу, - вспоминает Альбина школьные годы, - Марина Валентиновна была моим педагогом в «музыкалке» и не только учила играть на фортепиано, но и помогла не совершить опрометчивого шага. Учась в старших классах средней школы, я столкнулась с проблемой острой нехватки времени, так как кроме учебы в двух школах занималась спортом, активно участвовала в общественной работе, увлекалась краеведением и этнографией. И я решила бросить музыкальную школу, хотя училась в ней только на «пятёрки». И тут мне на помощь пришла Марина Валентиновна. Спокойно, логично и как-то по-взрослому она поговорила со мной и убедила, что «коней на переправе не меняют», что надо закончить начатое.
Эта беседа подействовала на меня лучше, чем многочасовые уговоры и нотации, к которым я приготовилась. В общем, музыкальную школу я закончила только с отличными оценками. Спасибо за это моему педагогу и наставнику! И вот в первый рабочий день недели мы встретились с героиней нашего очерка и, поздравив её с наступившим Годом педагога и наставника, мы попытались проследить профессиональный путь М. В. Денега, понять, почему и как становятся учителями музыки.
— Первый шаг – это музыкальная школа, - говорит моя собеседница.
– Наша семья жила в Баку. Когда я окончила 1-й класс общеобразовательной школы, отец взял меня за руку и привел в музыкальную. Так, в возрасте восьми лет я стала ученицей сразу двух школ.
— Наверное, Ваша семья была музыкальной, Марина Валентиновна? Папа объяснил Вам, почему надо учиться музыке?
— Нет. Никакого отношения к музыке мои родители не имели. Оба имели политехническое образование, работали инженерами. И поступок свой отец никак мне не комментировал. Тем более, что в музыкальной школе мне сразу понравилось. Здесь была своя особая атмосфера, не похожая на ту, что царила в средней школе.
— Я понимаю, что прошло больше 50 лет со дня окончания Вами музыкальной школы, но, может быть, Вы помните своего педагога?
— Такое забывать нельзя! Конечно же, я помню своего первого учителя. Баку в то время был городом интернациональным, и моим первым педагогом в детской музыкальной школе стал этнический немец Эдвин Федорович Фрицлер. Я очень благодарна этому человеку, что он «раздул» маленькую искорку моего интереса к музыке, а не погасил её. Проучившись 7 лет в «музыкалке», я поняла, что хочу, чтобы моя дальнейшая жизнь была связана с музыкой. Поэтому после окончания 10 класса я уже не металась в раздумьях: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?».
— Вы получили профессиональное образование в Баку?
— Нет, в музыкальном училище г. Тольятти. У меня был просто замечательный педагог! Иванова Валентина Михайловна. Ей я обязана всем, что знаю и умею. Валентина Михайловна до сих пор остается для меня образцом, с которым я сверяю собственную работу. И тогда, будучи студенткой, я мечтала о том, что буду для своих учеников «как Валентина Михайловна». Мечты и реальность – явление различного порядка. После окончания училища девушка вышла замуж за военного и началась «кочевая» жизнь. В каких только точках бескрайней страны не довелось жить чете Денега! Одно время Александр Петрович Денега нёс службу за рубежом, в Венгерской Народной Республике. Его верная спутница находилась рядом с супругом. Многие офицерские жены, особенно когда появлялись дети, сосредотачивали свои усилия на ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. А дипломы пылились в папочках с документами… Но Марину Валентиновну участь домохозяйки совсем не прельщала. Несмотря на частые переезды и рождение двух сыновей, она всегда работала.
— Как я уже говорила, мы проехали с мужем всю страну «От Москвы до самых до окраин», - продолжает свой рассказ М. В. Денега, - не всегда была возможность устроиться в музыкальную школу, тогда я шла работать в детский сад. Так было, например, когда муж служил в Москве.
— Марина Валентиновна, а как Вы попали в Горный?
— Так же, как и обычно. Мужа перевели сюда по службе в 1989 году. Я сразу же устроилась работать музыкальным руководителем в детский сад «Теремок», а через год перешла в Детскую музыкальную школу и словно попала в родную семью. Меня приняли очень сердечно, коллектив мне сразу понравился, я быстро освоилась и вот уже 33-й год вместе со своими коллегами учу детей музыке.
— Марина Валентиновна, уже через несколько лет после прихода в новый коллектив, Вы стали его руководителем. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Действительно, директором детской музыкальной школы я работала в течение 15 лет. В 2010 году с удовольствием передала «бразды правления» Н. И. Ольховой, которая является выпускницей нашей школы.
— Вы помните своих учеников, которые продолжили заниматься музыкой после окончания «музыкалки»?
— Конечно! Это Марина Чусова, которая окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова, Курсакова Юлия, Булгакова Марина, Елена Прилепская, Мухамбетова Айслу, Елена Рогачёва. К сожалению, сейчас времена изменились, и молодежь ищет себя в других сферах деятельности. Но я верю, что профессия учителя музыки – одна из самых важных! Я отдала ей 48 лет своей жизни и не жалею об этом. Продолжением учителя являются его ученики, поэтому после встречи с М. В. Денега мы побеседовали с одной из её учениц – Елизаветой Шитовой. Девочка учится в 5-м классе общеобразовательной школы и в 4 классе Детской школы искусств, причем, успевает заниматься и музыкой, и живописью.
— Марина Валентиновна мне очень нравится, - сказала Лиза, - она очень много знает и умеет и старается, чтобы и я научилась хорошо играть на пианино. А еще наш педагог очень справедливый человек, у неё нет любимчиков. Я хочу быть похожей на Марину Валентиновну.
— Лиза, ты думаешь стать учителем музыки?
— Я пока ещё не решила. Моя мечта – сделать своими руками мультфильм. И музыку к нему самой написать, и персонажей нарисовать. А ещё меня очень интересует программирование.
— Спасибо, Лиза! Пусть твои мечты сбудутся, ведь рядом с тобой прекрасный педагог, мудрый наставник и хороший человек М. В. Денега.