Учитель музыки учит видеть прекрасное

10:00 25 марта 2023
210
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
2023 год - Год педагога и наставника

С. В. Чусовой (на фото Н. Доркиной) исполнилось 70 лет?

Да, в это просто невозможно поверить, как невозможно себе представить детскую школу искусств без Светланы Васильевны, ведь она начала работать в «музыкалке» почти полвека назад, в далеком 1976 году, когда ещё музыкальная школа в нашем поселке находилась на стадии становления.

И на вчерашнюю, совсем еще «зелёную», выпускницу Вольского музыкального училища прямо «как снег на голову» обрушилось предложение стать директором детской музыкальной школы на время декретного отпуска О. Н. Владимировой.

И плакала по ночам в подушку, и мысли «бросить всё и сбежать» посещали, но начинался новый рабочий день и Светлана Квартина бежала на работу, к своим ученикам и коллегам.
Сколько воды с тех пор утекло, 47 лет пролетели. Первым ученикам Светланы Васильевны уже за 50, а она по-прежнему раскрывает перед девчонками и мальчишками тайны волшебной страны музыки, помогает им овладеть техникой игры на фортепиано. А ещё мы привыкли видеть С. В. Чусову на сцене районного Дома культуры.

Она – постоянная участница вокального ансамбля «Горлинка», где поёт со времени основания этого коллектива. 70 лет – это уникальный юбилей. И 47 из 70 лет жизни Светлана Васильевна отдала учительской профессии. Для многих своих учеников она стала примером, и они пошли по пути любимого наставника, но об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас давайте хотя бы вкратце вспомним все этапы славного трудового пути учителя музыки.

А отправной точкой «путешествия в мир музыки» для 12- летней девчонки из калмыкского посёлка Яшкуль Светы Квартиной стал 1965 год. Тогда в райцентре открылась музыкальная школа, в которую Светлана Квартина и поступила на вечернее отделение. Это было так ново и необычно! Девочка приняла первое самостоятельное решение в жизни, и это, в будущем, определило её судьбу. В «музыкалке» начинают учиться многие, но не для всех двойная нагрузка оказывается по силам. Героине нашего очерка жизнь «на две школы» не только оказалась по плечу, но и безумно нравилась. Она ощущала себя совсем взрослой и самостоятельной, торопясь вечерами на свет окон музыкальной школы, где её ждала любимый педагог Л. И. Куценко.

— Любовь Ивановна была ещё совсем молодой, она заочно училась в музыкальном училище, но она стала для меня идеалом человека и наставника, - говорит С. В. Чусова о своём учителе.

В 1968 году семья Квартиных переезжает на новое место жительства, в г. Балаково, где Светлана продолжает учебу в музыкальной школе. Здесь её наставником становится Татьяна Дмитриевна Кириес, с которой Светлана Васильевна общается и по сей день. Именно тогда, в старших классах балаковской «музыкалки», девушка решает связать своё будущее с музыкой. В 1971 году она становится студенткой Вольского музыкального училища, где, по её словам «прошли лучшие годы жизни».

И здесь студентке повезло с учителями. Особенно запомнились занятия, которые проводил Е. А. Лозинский. Светлана Васильевна благодарна судьбе за встречу с этим уникальным человеком, который в совершенстве знал свой предмет и рассказывал о великих композиторах так, как если бы знал их лично: все даты, все мельчайшие нюансы биографий музыкантов он знал наизусть, не прибегая к записям лекций.

— А ещё Евгений Андреевич был человеком удивительной душевной щедрости, - с благодарностью вспоминает о своём наставнике его ученица, - он позволял нам, студенткам, пользоваться его личной фонотекой, проводил с нами «музыкальные четверги».
В 1976 году счастливая студенческая жизнь Светланы Квартиной закончилась. По распределению молодой специалист была направлена в п. Горный, где «коллектив» музыкальной школы состоял всего из двух педагогов – директора школы О. Н. Владимировой (она же вела класс народных инструментов) и А. Г. Марахтанова, преподавателя по классу фортепиано. Что поразило начинающую учительницу, так это огромное количество детей, которые хотели учиться музыке. А ведь, казалось бы, и школа в приспособленном помещении находилась (в то время «музыкалка» занимала всего 3 кабинета в здании библиотеки), и учителей мало было, и родительская плата за обучение в школе была достаточно высокой (в среднем, 20 рублей за ребёнка), а дети хотели учиться! Нагрузка на педагогов была очень большой, но от общения с детьми, от любимой работы Светлана Владимировна получала только положительные эмоции, а вот бытовые трудности порой ставили девушку в тупик, ведь привыкла она к городской квартире «со всеми удобствами». А тут ещё нежданное «директорство»!
Но жизнь — явление полосатое.
Вскоре Светлана Васильевна встретила свою судьбу, вышла замуж, поменяв свою «музыкальную» фамилию (кварта – это музыкальный интервал, включающий в себя музыкальный диапазон из 4-х нот) на Чусову. В 1979 году в семье Чусовых родилась дочь, через 4 года – сын.

О каком переезде может идти речь, когда всё вокруг стало знакомым и родным?

Так и осталась Светлана Васильевна по месту распределения навсегда. Она может часами рассказывать о своих коллегах, людях, с которыми ей довелось начинать свой путь в профессию. У каждого из них молодой специалист чему-то училась, перенимала бесценные крупицы опыта, что-то применяла в своей работе, что-то дополняла или отсеивала. Так было еще со студенческих времен.
Например, идею «музыкальных четвергов» своего педагога Е. А. Лозинского она трансформировала позже при организации «музыкальных салонов». Эти «музыкальные салоны» стали заметным событием культурной жизни райцентра в 80-90-х годах. С неменьшим воодушевлением вспоминает педагог и о своих учениках, за судьбами которых она продолжает следить и десятилетия спустя после окончания ими музыкальной школы.

Многие из них выбрали для себя профессию учителя музыки.


Одной из первых учениц Светланы Васильевны является Н. И. Ольхова – педагог, чей стаж работы «перевалил» уже за тридцатилетнюю отметку, уже более 10 лет Наталья Ивановна работает директором Детской школы искусств. Мы обратились к ученице С. В. Чусовой с просьбой поделиться своими воспоминаниями об учителе музыки и охарактеризовать её как специалиста.

— Со С. В. Чусовой (тогда ещё Квартиной) я познакомилась в 1976 году, - вспоминает Н. И. Ольхова, - я как раз пошла в первый класс общеобразовательной школы и моя мама, Тамара Федоровна Степанчикова, привела меня в музыкальную школу, где я в первый раз и увидела свою будущую наставницу. Светлана Васильевна с первого взгляда мне очень понравилась, ведь она была очень молодой и красивой девушкой с выразительными карими глазами. И ещё она показалась мне очень доброй. Как выяснилось, первое впечатление оказалось верным. Учеников тогда было очень много, и Светлана Васильевна назначила мне занятия на 8 часов утра (в школе 1-й урок начинался в то время в 9 часов). Я как-то один раз не пришла на урок в «музыкалку», второй раз пропустила занятие. А потом сказала маме, что в музыкальной школе я больше учиться не буду. Но Светлана Васильевна с мамой решили иначе. Когда мы с мамой пришли в «музыкалку» и моя учительница узнала, что я пропускаю занятия не по болезни, а из-за неудобного времени, она изменила расписание моих занятий, и я стала приходить в музыкальную школу во второй половине дня.

Вскоре я втянулась в учёбу и полюбила музыку. А «виновата» в этом была Светлана Васильевна. Что сказать о С. В. Чусовой как о коллеге? Замечательный специалист, наставник не только для детей, но и для молодых учителей, хороший человек. Мы работаем в одном коллективе уже больше 30 лет. И всё это время меня не перестают восхищать огромное терпение Светланы Васильевны, её удивительная тактичность, умение предотвращать конфликты, грамотно выстраивать отношения в треугольнике: учитель, ученик, родители. Светлана Васильевна постоянно работает с родителями, проводит родительские собрания, ставит мам и пап в известность об успехах их детей, оперативно решает проблемы. Ученики любят и уважают своего педагога. И мы, младшие коллеги С. В. Чусовой, относимся к ней с огромным уважением. Она ведь ещё и хранительница истории нашего учреждения, традиций школы.

— Наталья Ивановна, а кто, кроме Вас, из учеников Светланы Васильевны, связал свою дальнейшую судьбу с музыкой?


— Сразу я, наверное, всех и не вспомню. Вот, например Лилия Ивановна Буренина (Шуляк) окончила музыкальный факультет педагогического института, работала учителем музыки в средней школе, сейчас она – музыкальный руководитель в детском саду «Малыш». Юлия Исаева, Алия Махмедова, Елена Прилепская получили высшее музыкальное образование. К тому же Светлана Васильевна является основателем династии. Её дочь Марина с отличием окончила нашу школу, затем с «красным» дипломом Вольское музыкальное училище, но и на этом не остановилась! Следующей «ступенькой» профессионального становления Марины Чусовой стала учеба в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Сейчас она работает концертмейстером в областном центре.

— Спасибо, Наталья Ивановна, за теплые слова об учителе и коллеге. А Светлане Васильевне Чусовой от всей души желаем здоровья и ещё много-много лет плодотворной профессиональной деятельности, новых «звездочек» и просто хороших учеников, которые всей душой полюбят музыку!