"Служба по контракту"

Имам мечети "Махалля" считает: "Все мы ветви одного дерева!"

11:27 28 января 2022
362
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Итоги последней Всероссийской переписи населения ещё не опубликованы, но по данным ВПН 2010 года, татары, наряду с русскими, являются самым многочисленным народом на территории Российской Федерации.
В Краснопартизанском муниципальном районе татарская диаспора тоже многочисленна (на третьем месте после русских и казахов). И в самом начале Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов мы встретились с одним из представителей татарского народа на краснопартизанской земле, имамом мечети «Махалля» Х. А. Тугушевым.

— Харис Абдулхакович, в нашем районе на протяжении всей его истории рядом живут представители более 20 национальностей. У каждой – свой язык, своя история, свои традиции и обычаи. И мой первый вопрос: не утратили ли Вы родной язык?

— Я считаю, что у меня два родных языка: татарский и русский. Моя жена тоже татарка, но дома мы общаемся на русском языке. Что интересно, думаю я тоже на русском языке. Но национальный язык мы не забываем. Обычно во время пятничного намаза один из рассказов о жизни пророка мы читаем на татарском языке. После намаза сидим за столом, угощаемся и тоже беседуем на татарском языке. Язык предков забывать нельзя!

— А Ваши дети владеют татарским?

— Да, и сын, и дочь знают национальный язык, легко на нём общаются. А вот внуки уже в меньшей степени владеют языком, правда, понимают татарскую речь. Я, думаю, что с возрастом они поймут всю важность владения языком, на котором говорили дедушки, бабушки, родители. Но сейчас их главное увлечение – интернет.

— Вы убеждены, что национальный язык необходимо знать?

— Это не вызывает ни малейшего сомнения. Язык – это не просто средство общения, передачи информации на бытовом уровне. Язык – это часть духовной культуры, средство приобщения к сокровищам национальной литературы, традициям, обычаям народа.

— Харис Абдулхакович, коль мы заговорили о традициях, остановитесь поподробнее на традициях татарского народа.

— Я бы назвал, прежде всего, гостеприимство, дружелюбие, взаимопомощь, семейственность. И сейчас у татарского народа не считается полноценной семья, в которой менее двух детей. А раньше и вовсе все семьи были многодетными. Вот в нашей семье, например, у бабушки по отцовской линии было 25 детей, по материнской – семеро. Нас у отца тоже было семь человек, а у меня всего двое. Жизнь меняется, меняются и традиции. Хотелось бы сказать о том, что татары всегда относились серьезно к образованию детей. Родители стремятся, чтобы их дети получили достойное образование, требуют от детей хорошей учебы. И это не только сейчас, так было всегда.

— А Вы как учились в школе?

— Учился на «хорошо» и «отлично», но мог бы учиться лучше, если бы энергия не «била ключом». В аттестате зрелости у меня всего три «четверки», остальные оценки – отличные. Продолжая наш разговор о традициях, мне бы ещё хотелось сказать о чистоплотности татар, их умении праздновать, здоровом образе жизни и умеренности во всем, в том числе, и в религии.

— Харис Абдулхакович, мой следующий вопрос, возможно, покажется Вам нетактичным, но все-же я его задам. Вы родились и выросли в СССР. Наверняка были октябренком, пионером, комсомольцем, то есть получили атеистическое воспитание. И вот, годы спустя, Вы не просто обрели веру, а стали духовным наставником всех мусульман Краснопартизанского района, имамом мечети «Махалля». Как это произошло?

— Да, годы моего детства, юности, молодости прошли в Советском Союзе. Моей малой родиной является село Яковлевка БазарноКарабулакского района. Там я появился на свет в дружной большой семье, пошёл учиться в среднюю школу. В первом классе был принят в ряды «внучат Ильича» - стал октябренком, в 10 лет повязал пионерский галстук, а в 14 – стал членом ВЛКСМ. У нас в школе был очень строгий, но справедливый директор. Он хорошо знал каждого из учеников и стремился направить наши способности в правильное русло. Я, например, хороший организатор, умел повести ребят за собой. Но иногда мог «организовать» уход с урока на футбол или что-то в этом роде. Поэтому директор поступил очень мудро: он порекомендовал мою кандидатуру на выборах секретаря школьной комсомольской организации. Комсомольцы проголосовали «за», а я стал зачинщиком и организатором только полезных дел. Об уходе с уроков или «вылазках» за яблоками в чужие сады пришлось забыть…
А как я пришел к вере? Надо сказать, что с юности я пытался найти ответы на множество вопросов: «Почему меня назвали Харисом, а не Валерой?», «Для чего я родился на свет?», «В чем основа жизни? Неужели человек рождается только для того, чтобы есть, работать, спать, растить детей?». Долгими были мои размышления, но с точки зрения атеизма, я так и не мог объяснить, в чем же заключается смысл жизни. А религия дала ответ: мы пришли от Всевышнего и к нему нам суждено вернуться. У каждого из нас своя продолжительность земного пути. Кто-то живет 50 лет, кто-то 70, но идя по дороге жизни, мы должны помнить, что нам придётся «отчитаться» перед творцом о своих делах на земле.

  — Если я Вас правильно поняла, то Вы считаете, что вера помогает людям в жизни?

— Несомненно. Вера удерживает человека от плохих поступков, ведь он понимает, что можно обмануть людей, но невозможно слукавить перед Всевышним, который видит всё. Вера всегда подскажет человеку правильный путь. И здесь мне хотелось бы привести один наглядный пример, короткую притчу: человек сажает дерево, а тут внезапно начинается конец света. Верующий человек досадит дерево, несмотря на то, что мир кончается. Смысл этой мудрости прост: всегда делай то, что положено, независимо от обстоятельств.

— Харис Абдулхакович, коль уж мы заговорили о вере, мы не можем не упомянуть о мечети. Давайте вспомним в нескольких словах, как и когда появилась идея строительства мусульманского храма в п. Горный и каким образом она претворялась в жизнь.

— С удовольствием. Идея о строительстве мечети возникла, когда началось возведение православного храма. Первый шаг на этом пути – получение разрешения в районной администрации. И я отправился к Г. С. Кузнецову, который в то время возглавлял наш район. Геннадий Сергеевич поддержал это начинание и вместе с ним мы отправились к муфтию, у которого тоже получили благословение на благое дело. Осенью 2006 года было положено начало – вырыт котлован для фундамента. Администрация предоставила в наше распоряжение трактор, были выполнены работы нулевого цикла, а на следующую весну уже приступили к кладке стен. Г. С. Кузнецов, по образованию инженер, постоянно оказывал нам профессиональную помощь, контролировал ход строительства. Вспоминается такой момент: мы задумали сделать окна фигурной конструкции, а Геннадий Сергеевич подсказал, что и стяжки тогда должны быть особые. Он также договаривался с руководством военбазы, чтобы нам дали кран для поднятия и установки купола. Существенную помощь оказал нам и В. В. Капкаев, который был в то время депутатом Саратовской областной Думы. Благодаря его помощи вокруг мечети заасфальтирована территория. Не раз помогали нам и соседи – ЗАТО п. Михайловский, где главой администрации был Ю. Л. Бодров. Конечно же, проводили мы и благотворительный марафон по сбору средств для строительства мечети. В 2009 году мы уже провели в стенах мусульманского храма первый намаз, а в 2010 году установкой купола строительство мечети было полностью завершено.

— Как Вы считаете, изменились ли люди после того, как начала действовать мечеть?

 — Да, изменились. Я вижу, что благое дело нас объединяет, укрепляет в работе, в горе. На пятничные намазы приходят и старые, и молодые. Коран написан на арабском языке, поэтому мы сначала читаем несколько сур из Корана на арабском, а затем объясняем их на татарском и русском языках. После намаза ощущается положительный заряд на всю неделю. Пятница для мусульман – это день отдыха, поэтому после намаза мы садимся за стол, общаемся, заряжаемся положительными эмоциями.

— Среди прихожан мечети «Махалля» не только татары?

— Путь к вере открыт каждому. В мечеть приходят татары, казахи, русские, дагестанцы, ведь все народы – это ветви одного дерева, и мусульманин – это человек, который желает добра не только себе, но и окружающим людям.

— Харис Абдулхакович, давайте вернемся к национальным традициям и обычаям. Скажите, какие из вековых обычаев живы по сей день?

— Мы уже упомянали пятницу - день благих дел, отдыха. Ещё мы соблюдаем рамазан. Цель его - удержать себя от излишеств, укрепить дух и тело. Очень многие люди сейчас тратят большие деньги на занятия фитнесом, специальные диеты во имя здоровья. А ведь можно укрепить свое здоровье абсолютно бесплатно: во время рамазана происходит естественное очищение и омоложение организма. А Наурыз? Этот широкий радостный праздник весеннего равноденствия. Наурыз является давней народной традицией и не имеет отношения к исламу. Я бы сказал, что по размаху, по красочности наш Наурыз очень схож с русской Масленицей. И очень здорово, что все мы, жители Краснопартизанского района, независимо от национальности, празднуем вместе и Масленицу, и Наурыз! Эти праздники объединяют всех нас.

— Вы не случайно упомянули сходство Наурыза и Масленицы. По всей видимости, это не единственные схожие обычаи. У русского народа, особенно в сельской местности, до сих пор распространён обычай "помочи", суть которого заключается в том, чтобы всем "миром" помочь людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Например, все село отстраивает новое жилье погорельцам. Есть ли подобный обычай у татарского народа?

— Конечно! Мы всегда стараемся оказать помощь тем, кому трудно. Причем, эта помощь носит, я бы сказал, интернациональный характер. Вот несколько лет назад был такой случай: в п. Горный приехали украинские переселенцы, а у нас как раз был праздник Курбан. Мы зарезали трех овец и отвезли мясо в Краснопартизанский политехнический лицей, чтобы там раздали его нуждающимся переселенцам. А уборка кладбищ? Посмотрите, как преобразились места успокоение предков в последние годы. И эти общие дела объединяют всех нас: татар, русских, казахов, украинцев - все ветки одного дерева, ведь все мы происходим от общего корня.

— Харис Абдулхакович, чувствуется, что Вы действительно ощущаете своё единство с родной землей, со всеми земляками...

— А как же иначе? Ведь за нашу Родину отдал свою жизнь мой родной дед по материнской линии Муртаза Абдурахманович Ризванов. Он был первым директором Яковлевской средней школы, а его жена, моя бабушка, первой учительницей. У них было пятеро детей. Когда началась Великая Отечественная война, деду дали брань, но Муртаза Ризванов пошел на фронт добровольцем. Его направили на защиту Сталинграда. Сохранилось несколько фронтовых писем деда. В одном из них он писал: "Мы защищаем Сталинград. Все хорошо, за нас не беспокойтесь. Берегите детей". "Похоронка" в семью Ризвановых пришла из Сталинграда...

— Спасибо Вам огромное, Харис Абдулхакович. И я думаю, что прекрасным завершением нашей беседы могут служить строки из стихотворения поэта-земляка В. В. Шабанова: "Россия - дерево ветвистое, И все до листика мое".


Беседовала М. Михайлова Фото автора