Рядовой «шурави» Забиров

8:08 15 февраля 2021
М. ЕЖОВА
692
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

М. М. Забиров считает себя краснопартизанцем, ведь живёт в нашем районе он уже почти 40 лет из своих 59.

Приехал он сюда после демобилизации по приглашению Юрия Миролюбова, с которым они познакомились на борту самолета, на котором воины-интернационалисты летели вместе из Кабула.

К тому же, в Горном жила старшая сестра Мартазы Марсовича, которая и познакомила его с будущей супругой. Молодая семья поселилась в Савельевке, где Забиров стал работать механизатором в колхозе им. Ильича, благо что ещё в «учебке» получил специальность «водитель БТР». После бронетранспортера любой трактор или комбайн – просто игрушка!

В Савельевке у Забировых родились и выросли двое сыновей, которые сейчас уже вылетели из родительского гнезда, сами стали людьми семейными.

Впрочем, и от родительского дома ничего не осталось: в 2011 году, в результате сильного урагана, в Савельевке был большой пожар, и дом Забировых сгорел дотла, что и послужило причиной переезда в райцентр. А родился Мартаза Марсович в Балаковском районе в селе Новая Елюзань. Там же окончил среднюю школу и получил повестку из Балаковского военного комиссариата. Осенний призыв, полгода «учебки» в Грозном, а дальше – полтора года службы в Афганистане.

Если бы ему, сельскому пареньку из простой татарской семьи, в детстве сказали, что он когда-то увидит своими глазами Кабул, то он никогда бы не поверил. И, тем не менее, он не только полтора года жил в столице Афганистана, но и в составе 180-го батальона обеспечивал   порядок и безопасность в городе.

— Жили мы в палатках, - рассказывает Мартаза Марсович, - сначала было тяжело, а потом привыкли. Снабжение было превосходным, ни в чем мы не нуждались, но страх преследовал постоянно. Дорога, по которой мы ходили в столовую, часто оказывалась заминированной, и несколько человек подорвались на минах. Можно было «схлопотать» автоматную очередь и на улицах города.

— Родители, наверное, сильно беспокоились о Вас?

— Домой я полтора года писал о том, что у меня всё хорошо, службу прохожу в Грозном. Зачем семью беспокоить? А когда ранили меня, незадолго до демобилизации, из госпиталя написал маме с папой правду.

— Ранение было тяжелым?

— Средней тяжести. Во всяком случае, на последующем состоянии здоровья не сказалось.

— Многие воины – «афганцы» при встречах рассказывали о доброжелательном отношении к ним жителей Афганистана.

— Да, жители Кабула относились к нам неплохо, но близких контактов не было, да и язык чужой, объяснялись больше жестами. Мы для них были «шурави» - советские.

— Что Вас особенно поразило в Афганистане?

— Наркотики. У нас тогда, мне кажется, и слова такого ещё не знали, а там торговля «зельем» процветала. Нашему подразделению не раз пришлось задерживать торговцев наркотиками и передавать их властям.

— Вы, безусловно, имеете награды.

— За участие в боевых действиях локальных войн я был награжден знаком «Фронтовик», медалью «От благодарного афганского народа», юбилейными наградами.

— Вы поддерживаете отношения со своими бывшими сослуживцами?

- Я бы назвал их боевыми братьями, ведь там, в чужой стране, мы породнились. Да, мы регулярно встречаемся. И чаще молчим, чем говорим. Те, кто был на войне, не любят вспоминать о ней. Тем более, что отношение к нам, «афганцам», не всегда было объективным. Были времена, когда нам говорили: «Мы вас туда не посылали».

— Чем для   Вас стал Афганистан?

— Рубежом, после которого я уже никогда не стал прежним. Когда я вернулся домой после демобилизации, односельчане говорили: «Мартаза, ты совсем не изменился внешне. Всё такой же!». Но внутренне я стал совсем другим. И меня поймут только те, кто был там…

Рядовой «шурави» М. М. Забиров уже не только отец двоих сыновей, но и дважды дедушка . И все же десятилетия мирной жизни не стерли из его памяти грозные дни и ночи в Кабуле.

Афганистан – часть его жизни, боль его души...

На фото автора: воин-интернационалист М. М. Забиров; г. Грозный. Новобранец Забиров принимает   присягу.