"Служба по контракту"

Байконур - это часть моей жизни

10:19 9 апреля 2021
М. ЕЖОВА
800
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

— Байконур – это часть моей жизни, - задумчиво говорит А. В. Кислицин (на фото автора), возвращаясь воспоминаниями в далекие 70-е годы прошлого века. Тогда его называли не по имени – отчеству, а Анатолием или просто Толиком.

— До 18 лет вся моя жизнь была связана с п. Горный, - рассказывает Анатолий Васильевич, - здесь я родился, вырос, пошел учиться в восьмилетнюю, а затем – в среднюю школу им. М. Горького.

Он посмеивается и добавляет: «Учеником я был вполне приличным, но директора школы, Марию Ивановну Драгунову, побаиваюсь и до сих пор».

Кроме Анатолия в семье Кислициных росли еще двое детей: брат Виктор и сестра Людмила. Жили дружно, делились своими планами на будущее. Анатолий с детства мечтал о профессии водителя. Он представлял, что жизнь - это дорога, уходящая за горизонт.

В 1974 году Кислицин окончил среднюю школу им. М. Горького, а 14 декабря того же года отметил свое 18-летие. В этот короткий промежуток времени между получением аттестата зрелости и повесткой из военкомата, герой нашего очерка успел сделать две важные вещи: он получил водительские права и влюбился раз и навсегда в девушку с прекрасным именем Вера.

Весной 1975 года Анатолия Кислицина призвали в ряды Вооруженных Сил СССР. В «учебке» группу новобранцев из 280 человек, уже имеющих водительские права, начали углубленно учить всем тонкостям водительского ремесла.

Наш земляк был очень рад такому повороту дела, ведь эти многочасовые занятия отвлекали солдата от мыслей о родном поселке, семье, любимой девушке. Нравился ему и городок Ленинск – чистый, благоустроенный. 5 декабря 1975 года А. В. Кислицин принимает присягу при воинской части №25667, которая дислоцировалась на космодроме Байконур. «Байконур – это место, где природа расщедрилась только на бескрайние степи и высокое небо. Все остальное на космодроме сделано людьми – нашими соотечественниками», - таким увидел Байконур в 1975 году журналист Юрий Лепунов. Таким же увидел его и солдат срочной службы Анатолий Кислицин. Первые несколько недель он возил по космодрому грузы. К парню присматривались, оценивали: можно ли доверить ему ответственное задание? Кислицин, конечно же, ничего об этом не знал, поэтому несказанно удивился, когда получил приказ пересесть за «баранку» автобуса, перевозившего космонавтов.

— Мне казалось, что все это происходит не со мной, - так описывает свое состояние в то время Анатолий Васильевич, - подумать только, каждое утро я видел Алексея Архиповича Леонова, который руководил подготовкой космических экипажей к полетам.

Вскоре он запомнил меня и при встрече всегда говорил: «Доброе утро, Толик! Как настроение?».

На огромном автобусе, где было всего 8 пассажирских мест, наш земляк отвозил основной экипаж и дублеров в центр подготовки «МИГ», а вечером забирал усталых покорителей космоса назад, в гостиницу «Космонавт».

Сначала он возил экипаж космического корабля «Союз-22». Перед стартом «Союза-22» экипаж этого корабля, Владимир Викторович Аксенов и Валерий Федорович Быковский, подарили своему бессменному водителю фотоснимок с дарственной надписью: «Толику на память о нашей совместной работе, 15 августа 1976 года». С начала 1976 года готовился полет космического корабля «Союз-23», экипаж которого составляли командир корабля Вячеслав Зудов и борт-инженер Валерий Рождественский. В «дембельском» альбоме А. В. Кислицина сохранился снимок, на обороте которого написано: «Толе – на память. Экипаж «Союз-23». Нашему земляку не раз приходилось видеть старт космического корабля со смотровой площадки. Она находилась всего в 300 метрах от места взлета.

— Зрелище это и пугает и завораживает одновременно, - говорит Анатолий Васильевич, - к нему невозможно привыкнуть. И каждый раз появлялась мысль о том, как же велики достижения человеческого гения, появлялось чувство гордости за свою страну. А еще меня поражала природа Байконура. Зимняя стужа и пронизывающие ветра там внезапно сменяются ранним теплом. Степь вся покрывается красным ковром цветущих тюльпанов.

Эту красоту невозможно описать словами. Она произвела на меня не менее глубокое впечатление, чем старт космической ракеты.

Добросовестность, аккуратность, профессионализм молодого водителя заметили многие космонавты, в том числе, и наш земляк Геннадий Васильевич Сарафанов. Он предлагал А. В. Кислицину остаться на сверхсрочную службу: «Я помогу, земляк!».

Но солдат рвался домой, ведь он два года не был на родине, и даже не мог сообщить родным о месте своей службы по причине секретности, а письма отправлялись из города Ленинска. За образцовую службу водитель А. В. Кислицин был награжден Благодарностью командования, ему было присвоено звание «Отличник Советской Армии» с вручением нагрудного знака. Незадолго до демобилизации наш земляк сфотографировался на фоне гостиницы «Космонавт» с космонавтами А. Николаевым, В. Аксеновым, В. Быковским. В его военном билете оставили свои автографы 15 покорителей космоса.

3 ноября 1977 года Анатолий Васильевич Кислицин вернулся в родной поселок, где вот уже 36 лет занимается любимым делом – водит машину «Скорой помощи». Любимая девушка дождалась своего солдата.

У Анатолия Васильевича и Веры Васильевны прекрасная семья, они вырастили двух дочерей, радуются внукам. Павел – курсант военного училища, а Ева – школьница. Каждые каникулы она проводит у бабушки с дедушкой.

44 года не слышит рокота космодрома   А. В. Кислицин, но Байконур живет в его памяти, как и красный ковер тюльпанов в весенней степи…

Поэтому и мечтает наш земляк съездить 12 апреля на Гагаринское поле, посетить в день 60-летия первого пилотируемого космического полета причал космонавта №1.