Умер в плену...

15:15 28 мая 2021
М. ЕЖОВА
Навеки в памяти народной
688
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Менее месяца осталось до печальной годовщины: 22 июня исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны, унесшей жизни почти 27 миллионов наших сограждан. Среди них – 13 684 700 человек – мирное население; безвозвратные военные потери составляют около 11,5 миллионов человек. Это и павшие в боях, и скончавшиеся от ран в госпиталях, и не вернувшиеся из фашистской неволи.

Воздавая память рядовым и офицерам, погибшим на полях сражений, прославляя их подвиги, мы еще недостаточно говорим и пишем о тех, кто погиб в плену, а таких по официальным данным – 1 850 100 человек! Огромная цифра, за которой – почти два миллиона трагических судеб наших соотечественников, их боль, ужас, безысходность…

Неужели они, прошедшие ад концлагерей, обречены на забвение потомков? Нет, и еще раз нет!

В 9 томе Книги Памяти по Саратовской области опубликованы следующие сведения: в плену погибли 52 краснопартизанца, что составляет 1,4 процента общих потерь нашего района в 1941-1945 годах.

Один из 52-х – житель поселка Еменец Дубцов Павел Кузьмич. На 574-й странице 4-го тома Книги Памяти имеется запись: «Дубцов Павел Кузьмич. Призван в Советскую Армию. 1941. Рядовой. Умер в плену 14 ноября 1941».

Мы встретились с В. Я. Дубцовой, снохой П. К. Дубцова и попросили рассказать о нем.

Валентина Яковлевна сообщила, что Дубцовы были одними из первопоселенцев и основателей поселка Еменец. А прибыли они в степное Заволжье из Белоруссии в 1924 году на земли, которые до революции принадлежали помещице Соловьевой. 70 семей и образовали новое поселение, названное Еменцом.

Все семьи были многодетными, не была исключением и семья Дубцовых. Четыре брата и сестра были у Павла Кузьмича.

— Женой П. К. Дубцова стала его односельчанка, Анастасия Марковна, - вспоминает Валентина Яковлевна. В 1933 году у молодых супругов родился сын Владимир, через 2 года – дочь Анна, а в 1938 году количество детей в семье Дубцовых удвоилось, так как родилась двойня – Полина и Сергей. Еще один ребенок Павла и Анастасии умер в младенчестве. И муж, и жена работали в сельскохозяйственной артели «Пролетарий»: Павел Кузьмич – трактористом, Анастасия Марковна – разнорабочей. В 1941-м году глава семьи был мобилизован Краснопартизанским РВК, у жены на память осталась лишь маленькая фотокарточка, да и ту испортили по детскому неразумению ребятишки: разрисовали цветными карандашами.

О судьбе мужа женщина, перенесшая все тяготы военного лихолетья, узнала уже после окончания войны. Правда, тогда в извещении было написано, что Павел Кузьмич Дубцов пропал без вести. И только многие годы спустя стало известно, что жизнь нашего земляка оборвалась в фашистском плену.

Несколько лет назад внук П. К. Дубцова, Александр Владимирович Дубцов, на одном из сайтов Центрального архива министерства обороны Российской Федерации нашел учетную карточку деда, который, как оказалось, с 2 сентября 1941 года до 14 ноября (дата смерти) содержался в лагере военнопленных Шталаг 312, Торн (территория Польши, Торунь).

В учетной карточке зафиксированы дата рождения военнопленного Дубцова – 5 марта 1909 года, имя отца – Кузьма (так как у немцев нет понятия «отчество»), рост – 157 см., цвет волос – темный (dunkel), отпечатки двух пальцев правой руки. Судя по размерам – большого и мизинца, а также адрес родственников. Указана Анастасия Дубцова – жена, Саратовская область, Краснопартизанский район, деревня Еменец. В правом верхнем углу зловеще чернеет крест – знак того, что военнопленный умер. Да и как было выжить в тех нечеловеческих условиях, в которых оказались красноармейцы, взятые в плен в ходе августовских сражений за города Смоленск, Могилев, Рогачев, Жлобин, Гомель? Ведь лагерь к тому времени еще не был оборудован, и пленные были вынуждены рыть себе землянки – ямы. Они и служили жилищами – убежищами для людей.

В конце октября 1941 года в лагере началась эпидемия сыпного тифа и дизентерии. Эти болезни являются непременными спутниками голода и антисанитарии. Число погибших доходило до 100-200 человек ежедневно. По-видимому, жертвой тяжелой болезни стал и 32-летний рядовой Красной Армии Павел Кузьмич Дубцов. Причина смерти в учетной карточке не указана. Просто поставлен жирный черный крест на бланке. Крест на судьбе человека, крест на счастливой семейной жизни под мирным небом. Приговор, не подлежащий обжалованию…

На Великой Отечественной войне погиб и родной брат Павла Дубцова, Федор Кузьмич, 1916 года рождения.

На сайте ЦАМО РФ «Память народа» автором этих строк были найдены следующие данные: красноармеец 282-й стрелковой дивизии 874-го стрелкового полка погиб в Германии, на территории Верхней Силезии, г. Гинденбург 28 января 1945 года.

Пал смертью храбрых в бою.

Но много лет спустя братья Дубцовы снова «встретились».

Их имена рядом на мемориальной плите обелиска, их имена – на одной странице Книги Памяти…