Выборы Президента России  15 - 17 марта 2024 года

Унесенные войной

11:03 28 января 2021
М. ЕЖОВА
520
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Ленинград и Краснопартизанский район Саратовской области разделяет не одна тысяча километров. И, тем не менее, когда фашисты пытались задушить город на Неве в кольце блокады, наш район стал прибежищем для эвакуированных из Ленинграда и области. Многие вернулись на прежнее место жительства после снятия блокады, а часть эвакуированных навсегда остались в Заволжье, обрели здесь вторую родину.

И сегодня мы обращаемся к их воспоминаниям – бесценным свидетельствам участников и очевидцев событий тех уже далеких героических лет.

Осенью 1941 года в Краснопартизанский район прибыл эшелон эвакуированных из Ленинграда и Ленинградской области. Начальником поезда был Яков Тихонович Котов, который, сразу после приезда, «сдал» свой необычный груз местным властям (в числе эвакуированных были жена и две дочери Котова) и уехал на фронт.

Как впоследствии вспоминала Н. Я. Ивлева (Котова), эвакуированных распределяли по нескольку семей почти во все населенные пункты Краснопартизанского района. Котовы и еще две семьи попали в Большую Сакму.

«Здесь мы не думали сидеть сложа руки. Мать пошла работать на ферму, а мне пришлось осваивать механизаторское дело. Была я напарницей у тракториста Алексея Суворова», - вспоминала труженица тыла Н. Я. Ивлева. На всю жизнь она запомнила доброту сакмычей, помогавших эвакуированным продуктами, вещами, зачастую делившими с чужими, по сути людьми, последний кусок хлеба. Общая беда – война, общая цель – победа над врагом, сделали их родными.

Многие горновцы старшего возраста хорошо помнят неунывающую Е. В. Бронникову: певунью, плясунью, частушечницу. А ведь на её долю выпали тяжелейшие испытания. Она, жительница деревеньки под Ленинградом, летом – осенью 1941 года рыла окопы и противотанковые рвы на подступах к городу, затем была эвакуирована в наш район.

Здесь, в Горном, познакомилась с Василием Бронниковым, проводила его на фронт.

Отец Василия, Г. П. Бронников, написал в своих воспоминаниях: «В феврале 1942 года на 18-м году был досрочно призван в армию сын Василий. В июле 1943 года он вернулся домой на двух костылях». Вследствие тяжелого ранения под Сталинградом, Василию Гордеевичу ампутировали ногу.

Обратимся снова к воспоминаниям Гордея Прокофьевича: «Женились Василий и Женя в 1944 году. Свадьба была самая из скромных – скромная, они были из эвакуированных из-под Ленинграда.

Были здесь её мать и сестра Галина, обутые в лапти с портянками… Тогда из разговора я узнал, что Василий был дружен с Женей до призыва. И вот, придя с фронта без ноги, он нашёл Женю и они поженились. Это похвально, благородно».

Остается добавить, что Евгения Васильевна стала не только женой Василия Гордеевича, но и постоянной участницей семейного ансамбля Бронниковых, который много лет с успехом выступал на концертах художественной самодеятельности в п. Горный.

И ещё одна женская судьба, опаленная зловещим дыханием войны. Более двух десятилетий работала директором Горновской вечерней (сменной) школы рабочей молодёжи ветеран Великой Отечественной войны Л. Н. Киселёва. И лишь немногие знают, что Лидия Николаевна – коренная ленинградка. В 1940-м году она окончила школу в родном городе и поступила учиться в Ленинградский государственный институт железнодорожного транспорта.

Студенчество закончилось летом 1941 года. Когда группа армий «Север» начала наступление на Ленинград, гражданское население было мобилизовано на строительство оборонительных сооружений. Студентка только что успешно сдавшая летнюю сессию, пополнила ряды тружеников тыла. Голод и холод, постоянные бомбежки делали своё черное дело: город вымирал, но не сдавался. Зимой 1942 года Лидия Николаевна была эвакуирована по «дороге жизни» из блокадного города, ушла добровольцем на фронт.

Старший сержант-пехотинец, она принимала участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Пруссии, дошла до Берлина. Была участницей войны с Японией.

В торжественные дни жакет парадного костюма Л. Н. Киселевой украшали награды: орден Красной Звезды, медали: «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Ветер войны, словно листочки с ветки, унёс тысячи людей с родных мест, разрушил семейные гнёзда, опустошающим смерчем пронесся над всей страной. Но разве судьбы трех девушек-ленинградок не убеждают нас в том, что мужество, трудолюбие и верность – непобедимы?  

На фото автора: выставка в РКМ «В блокадные дни».